Военный строитель Ефим Трофимов

Прогуливаясь по тротуарам нашего города, а точнее, по аэродромным плитам, на которые когда-то приземлялись самолёты 57 МРАД, мало кто, пожалуй, задумывался, когда и кем эти массивные конструкции выпускались. Многие,  полагаю, удивятся, узнав, что одним из проектировщиков данных железобетонных конструкций и директором завода, на котором они производились и откуда поставлялись на аэродром в Быхов, был наш земляк Трофимов Ефим Иванович.

Ефим Иванович родился 8 апреля 1942 года в поселке Подлука Быховского района в крестьянской семье. Его отец, Иван Демьянович, работал на железной дороге, мать, Улита Михайловна, – в колхозе, воспитывала детей. Ефим рос самым младшим в семье Трофимовых, которая насчитывала шесть детей.

В 1949 году паренек пошел учиться в Залесско-Слободскую начальную школу, а в 1953 году перевелся в Лудчицкую среднюю школу, после окончания которой в 1959 году поступил на учебу в Могилевский строительный техникум. Обучаясь в техникуме, Трофимов много внимания уделял практическим работам, а последние полтора года учебу в техникуме совмещал с работой на стройках города Могилёва в качестве каменщика, мастера на стройке 1-го калийного комбината в городе Солигорске в 1963 году.

Защита дипломного проекта показала глубокие знания строительного производства, и дипломанту заместителем министра сельского строительства Белоруссии, который был Председателем Государственной квалификационной комиссии, персонально была предложена должность главного инженера ПМК в Горецком районе. Но мечтавший о большой стройке Ефим Иванович предложение не принял и уехал в город Мозырь на начавшееся там строительство нефтеперерабатывающего завода.

В ноябре 1964 года Трофимова призвали на службу в Советскую Армию и направили в школу по подготовке командиров взводов строительных войск в город Кстово, а в феврале 1965 года — на Курсы офицерского состава при Пушкинском военном строительно-техническом училище. Окончив курсы с отличием, получив звание младшего техника-лейтенанта, Ефим Иванович попросил направить его для прохождения дальнейшей службы в районы Крайнего севера. Командование учло просьбу молодого офицера и направило его в поселок Тикси-3, в дислоцировавшийся там аэродромно-строительный полк, где Ефим Иванович прослужил командиром взвода и заместителем командира роты по технической части три года.

В 1968 году по направлению командования Трофимов поступил в Ленинградское высшее военное инженерно-техническое училище (ныне Военный инженерно-технический университет), по окончании которого в 1972 году, как наиболее опытный из выпускников инженер, в звании старшего лейтенанта-инженера, получил направление в Иркутскую область руководителем строительства лесопромышленного комбината Министерства обороны.

Организацию строительства пришлось начинать, по выражению Ефима Ивановича, с «чистого листа»: вырубать тайгу под строительство автомобильной дороги протяженностью 43 километра и под поселок для военно-строительного отряда. Совместно с проектным институтом Трофимову пришлось уточнять детали по разработке проекта, своими силами строить подъездную железную дорогу к площадке строительства комбината, автомобильную дорогу через болота, речки и сопки в тайге, решать вопросы снабжения строительства материалами и техникой. Но основными задачами, ставшими перед Ефимом Ивановичем, были размещение, быт и питание приданного личного состава, обслуживание техники в условиях сибирской зимы с морозами до минус 52 градусов.

Успешное решение поставленных задач не осталось незамеченным командованием Главного управления строительной промышленности Минобороны СССР, в ведомстве которого находилось строительство комбината. По его представлению капитан-инженер Трофимов Е.И. в июле 1974 года приказом заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск был переведен на должность главного инженера 643 завода железобетонных изделий и конструкций в город Загорск (ныне г. Сергиев Посад) Московской области.

Завод являлся важным звеном в системе военного строительства, единственным заводом Минобороны, изготавливавшим железобетонные конструкции для спецсооружений (убежищ, хранилищ, командных пунктов и др.), аэродромные плиты под покрытия палуб авианесущих кораблей и их наземных баз. В большом количестве завод изготавливал и поставлял аэродромные плиты как на строящиеся, так и на уже существующие аэродромы, плиты перекрытий для строительства панельных жилых домов, в том числе и на Быховские аэродром и гарнизон.

Имея уже значительный опыт строительства, на заводе Ефим Иванович столкнулся с новыми трудностями: необходимо срочно изучить технологию заводского производства изделий и конструкций, которую ни в техникуме, ни в ВУЗе не преподавали. А знание технологии — основное направление работы главного инженера. Поэтому все свободное время приходилось «посвящать» учебной и научной литературе по технологии заводского производства, ездить по различным профильным заводам и перенимать их опыт, посещать научные семинары и лекции.

Требования того времени об увеличении объемов выпуска продукции обусловили необходимость развития завода. Реконструкция и модернизация предприятия полностью легли на плечи главного инженера и его служб. И всё это необходимо было осуществлять, не снижая темпов производства. В данной ситуации и пригодился опыт Ефима Ивановича как строителя-организатора.

В 1979 году, в самый разгар реконструкции, в аппарат замминистра по строительству переводят начальника (директора) завода и все его обязанности, до утверждения нового начальника, ложатся на главного инженера Трофимова, который становится исполняющим обязанности, а потом начальником (директором) завода.
После проведенной реконструкции завод становится одним из крупнейших аналогичных заводов в строительной промышленности Министерства обороны. Численность работающих предприятия составляла более полутора тысяч человек. При заводе находился военно-строительный отряд численностью более 600 человек. Кроме основного производства, в сферу завода входили жилые дома, детский сад на 240 мест, водозаборные сооружения, казарменный городок, отопление, электроснабжение и иные необходимые коммуникации. В связи с этим в 1981 году завод переименовывается в 100-й комбинат железобетонных изделий.

Предприятие, которое возглавлял Трофимов, тесно сотрудничало с 26-м Центральным научно-исследовательским институтом строительства (26 ЦНИИС). Поэтому, когда в институте организовали отдел промышленности, его руководство вышло с просьбой к заместителю министра обороны по строительству о переводе майора-инженера Трофимова в институт на должность начальника научной лаборатории, что и было сделано в марте 1983 года.

Хорошее знание заводской технологии и видение недостатков серийного оборудования, которым были в основном укомплектованы заводы Минобороны, позволило в соавторстве с другими подразделениями института и специалистами заинтересованных предприятий разработать новое, несерийное технологическое оборудование, способное выпускать изделия лучшего качества, с большей производительностью, тем самым улучшая и совершенствуя технологические процессы. Это и стало основным направлением работы лаборатории. Одновременно с этим лаборатория участвовала в разработке нормативных и методических документов по заводскому производству, анализировала работу промышленности Министерства обороны СССР в военных округах, сотрудники лаборатории обобщали передовые достижения предприятий народного хозяйства и рекомендовали лучшее к внедрению на предприятиях Минобороны через печать и доклады на различных совещаниях и семинарах. За время нахождения в институте подполковником-инженером Трофимовым Е.И. лично и в соавторстве было написано более 35 научных трудов.

В 1988 году в Главстройпроме Минобороны СССР организовалось 109-е Отдельное конструкторско-технологическое бюро, куда Ефим Иванович, хорошо знавший предприятия Главка, был приглашен на должность главного инженера. Перевод состоялся через год — в 1989 году. На этой должности Трофимов прослужил до увольнения из Вооруженных Сил в 1992 году по возрасту.

За время службы Ефим Иванович Трофимов награжден семью медалями и знаком «Отличник военного строительства».

Уволившись из армии, Трофимов работал руководителем строительства в совместном Российско-Германском предприятии, которое строило военные городки для выводимых из Германии советских войск и на других объектах, а в 1998 году стал заместителем начальника техотдела в Московском Представительстве германского концерна «Хохтиф». Работал там до августа 2011 года.
В настоящее время подполковник-инженер в отставке Трофимов проживает в подмосковном городе Балашиха.

Наш музей поддерживает тесную связь с заслуженным земляком. Ефимом Ивановичем Трофимовым в фонды музея переданы материалы его научных исследований, фотографии, личные вещи, которые займут должное место в экспозиции историко-краеведческого музея, посвящённой землякам, прославившим наш край.

Сергей Жижиян,
директор районного историко-краеведческого музея.

Последние новости

ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел VII районный конкурс исполнителей молодежной патриотической и авторской песни

30 апреля 2024
СПОРТ

Арина Соболенко – в четвертьфинале турнира WTA в Мадриде

30 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

В Китае представили робота-домохозяина. ВИДЕО

30 апреля 2024
В МИРЕ

Германия передала новый пакет военной помощи Украине, включающий БМП Marder и снаряды для Leopard 2

30 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко об изменениях в работе ИП: это не значит, что мы всех загоним в стойло, но должен быть порядок

30 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине пройдут учения

30 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

Почему кофе бодрит не всех: как напиток может влиять на самочувствие человека

30 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Белстат назвал сферы, в которых трудится больше всего белорусов

30 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Яровые культуры в Беларуси посеяли на более чем 46% площадей

30 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко в Костюковичах продемонстрировали новую автолавку Белкоопсоюза

30 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине пройдут учения

30 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине проходит республиканская молодежная ярмарка вакансий

23 апреля 2024