Почему белорусские склады с упорной периодичностью заполняются?

Борьба со складскими запасами постепенно превращается в «национальный экономический вид спорта». В «пожарном» темпе «распихиванием» неликвидов 6187fначинает заниматься чуть ли не вся страна: «промышленные» и профильные министерства, МИД, исполкомы и даже Национальный банк. Но запасы готовой продукции — не стихийное бедствие, не паводок или ураган, которые приходят внезапно. Склад-то под завязку мгновенно не забивается. Чтобы накопить готовой продукции, эквивалентной 2—3-месячным объемам производства, надо долгие недели трудиться не покладая рук. Конечно, что сделано, то сделано, и теперь просчеты некоторых представителей родной промышленности приходится исправлять «почти всем миром». Но туша пожар перепроизводства, надо было бы вникнуть и в причину «возгорания». Возможно, проще, спокойнее и дешевле склады не разгружать, а их не заполнять.

Простая на словах парадигма, но крайне сложная для исполнения. Причина затоваривания всегда одна и та же: неблагоприятные факторы на внешних рынках. Действительно, нынче «просела» Европа, и в России экономика не цветет буйным цветом. Да еще конкуренция повысилась после вступления соседки в ВТО. Спрос снизился. И что делать с товаром? «Затормозить» производство и отправить десятки тысяч человек отдыхать до лучших времен и конъюнктуры рынка? Логичный ход с чисто экономической точки зрения совершенно неприемлем по социальным причинам. Но работать на склад тоже не выход: замораживаются огромные средства, гробится финансовая стабильность компаний.

Вроде бы все понимают эту простую истину, но некоторые поступают с точностью до наоборот, все время ссылаясь на внешние источники проблем. Более того, промышленникам удалось прочно укоренить в сознании даже экспертов, что забитые склады — результат выполнения поставленных «сверху» заданий. Практически все экономисты всегда начинают анализировать «складские» проблемы с существования прогнозных показателей. Мол, министерства «давят» — производственники выполняют. Отличный антикризисный пиар топ-менеджмента госпредприятий! Что-то не слышал, чтобы правительство настаивало на выпуске конкретной продукции, подсказывало комплектацию техники или фасоны трикотажных изделий. Даже показатели нынче приводятся не по физическому объему, а по прибыльности и рентабельности. Правда, экономику не обманешь, и чтобы заработать деньги, надо что-то производить. И продавать. А с последним туго. Почему?

Директор ООО «Агентство деловых связей» Валентин Лопан видит проблему в подходах к планированию. «На предприятиях же не круглые дураки сидят, занимаются прогнозированием, но на основе статистики прошлых лет, — конкретизирует он проблему. — Вот и скапливается на складах продукция, которая раньше всегда хорошо продавалась». Поэтому наши производители не всегда попадают в «контекст рынка», так как живут в «мире показателей». С экспертом сложно поспорить.

Ведь склады начинают переполняться, когда что-нибудь нехорошее происходит в странах — основных рынках сбыта. Прежде всего, в России. Хотя многие события не являются сенсационными. О вступлении в ВТО было известно очень давно. И усиление конкуренции было очевидным. Да и взрыва ВВП у соседки не предполагалось, поэтому рассчитывать на бешеный спрос, как в 2005—2007 годах, когда «со свистом» уходила буквально вся техника, не приходилось. Самое печальное, что рынок машиностроения на востоке автоматически не восстановится для наших товаров. Впереди маячит утилизационный сбор. И ударит он прежде всего по нашим машинам. «Для российских производителей предусмотрен компенсационный механизм через дотации, не противоречащий принципам ВТО, — объясняет Валентин Лопан. — Пускай не сразу, но свои деньги российские машиностроители вернут. Иностранные компании всегда на этом рынке уплачивали солидные таможенные пошлины и уже выстроили соответствующую конкурентную стратегию. Для них попросту пошлины заменятся другими платежами». Будет ли возможность у отечественного бюджета поддержать машиностроителей — вопрос риторический, тем более что исходя из структуры отечественной экономики именно они и должны наполнять государственную казну.

Но «утилизационные неприятности» лишь один из факторов. Неопровержимой же остается истина, что сами собой запасы не исчезнут и не растворятся. Валентин Лопан считает: необходимо при планировании производства ориентироваться на заказы. Если их нет, не выпускать продукцию. Проблему в «доведении плана без разбору» видит и член Гильдии маркетологов Анатолий Акантинов. В качестве примера он приводит ликероводочную отрасль. Потребление алкоголя на душу населения зашкаливает, но предприятиям ставится задача наращивать объемы производства. В итоге приходится штурмовать экспортные рынки, нередко поставлять продукцию себе в убыток, компенсируя потери на внутреннем рынке. Ситуация ненормальна, тем не менее достаточно распространенная. Эксперт считает, что белорусские директора слабо мотивированы. Хотя специалисты и признают: учредители также ставят перед наемными менеджерами задачи. «Но если они не выполняются, то владельцы сами садятся и начинают просчитывать: задачи поставлены нереальные или руководители ленятся», — объясняет Анатолий Акантинов.

Один из выходов в этой ситуации — передача большей инициативы на уровень руководителей предприятий. Валентин Лопан уверен, что необходимо повышать эффективность производства. Многие иностранные конкуренты уже давно ушли далеко вперед по издержкам в логистических цепочках. Белорусские предприятия зачастую современные управленческие технологии внедряют для галочки. Те же машиностроители одно время массово увлекались внедрением принципов «Lean». «Убрали ящики в цехах, все сделали чисто и красиво, но дальше этого дело не пошло», — констатирует Валентин Лопан. Хотя «Lean» в первую очередь предполагает повышение эффективности производственной цепочки.

Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц считает: единого рецепта по выходу из кризиса нет. Необходимо анализировать ситуацию по каждой отрасли и конкретным предприятиям. Некоторые производства переживают системный кризис. Тот же легпром, по его мнению, в том виде, в котором он существует в Беларуси, необходимо «умерщвлять и создавать заново». И приводит пример европейцев. Когда они поняли, что не могут конкурировать с дешевыми азиатскими производителями, быстро переориентировались, ушли из сферы ширпотреба и создали индустрию «быстрой моды», которая востребована в том числе среди потребителей и на азиатском континенте.

Анатолий Акантинов считает: в Беларуси наступил момент, когда необходимо переосмыслить экономическую модель. Причем не отдельные ее элементы, а комплексно. Для прорыва и выхода на правильную орбиту стране не поможет копирование американской, европейской или китайской моделей. Необходимо формировать производственную политику исходя из национального менталитета, искать свое место в мировом разделении труда. В противном случае страна будет упорно наступать на грабли переполненных складов…

respublika.info

Последние новости

ОБЩЕСТВО

Вступил в силу Закон «Об охране окружающей среды» в новой редакции

2 мая 2024
ГЛАВНОЕ

Сирень: ломать или не ломать?

2 мая 2024
КУЛЬТУРА

Мининформ объявляет старт аккредитации журналистов на «Славянский базар»

2 мая 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Как Быхов отметил Первомай

2 мая 2024
ОБЩЕСТВО

В деревне Гаи Могилевского района пройдет торжественное мероприятие “Героям победного мая!”

2 мая 2024
ГЛАВНОЕ

Ограничение на посещение лесов действует во всех районах Могилевской области

2 мая 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел VII районный конкурс исполнителей молодежной патриотической и авторской песни

30 апреля 2024
СПОРТ

Арина Соболенко – в четвертьфинале турнира WTA в Мадриде

30 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

В Китае представили робота-домохозяина. ВИДЕО

30 апреля 2024
В МИРЕ

Германия передала новый пакет военной помощи Украине, включающий БМП Marder и снаряды для Leopard 2

30 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине пройдут учения

30 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине проходит республиканская молодежная ярмарка вакансий

23 апреля 2024