В торговле на Могилевщине неорганизованный рынок дает 25% товарооборота и не хватает кадров

За первое полугодие нынешнего года розничный товарооборот на Могилевщине достиг 3941,9 млрд руб. и возрос по сравнению с таким же периодом года прошлого почти на 20%, что больше, чем по республике в целом. О тех процессах, которые проходят сегодня в торговле, о новых формах работы в отрасли, о путях ее развития рассказывает начальник управления торговли и услуг облисполкома Олег Буянов.

С каждым годом все больше на Могилевщине красивых торговых центров, просторных магазинов с кондиционерами, с широким ассортиментом удобно размещенных товаров. Только за прошлый год торговая сеть области увеличилась на 370 объектов розничной торговли, и сегодня в области их порядка 6 тысяч.

– Скажите, пожалуйста, Олег Алексеевич, в каком соотношении на Могилевщине магазины частные и государственные, продовольственные и промтоварные. И каковы сегодня функции управления торговли?

– Такого понятия, как государственная торговля, уже нет. В основном товарооборот области формируют частные предприятия торговли, и процентов 20 от их общего количества приходится на акционерные общества с долей государства.

Процентов 60 у нас магазинов продовольственных и 40% – торгующих товарами промышленными. В высокоразвитых странах они примерно в равных соотношениях. Мы тоже к этому стремимся.
Основная задача нашего управления – создавать условия, принимать решения, способствующие развитию сферы торговли. Командно эти процессы сегодня не решаются. Принципиально поменялась система доведения прогнозных показателей: конкретно предприятиям они не определяются, а отрасли решением облисполкома доводится задание по валовому региональному продукту. Так, в этом году мы должны создать дополнительный доход в области (за счет торговой наценки) на уровне 109-110% к году прошлому. По первому полугодию вышли на результат 118%.

Определяется и прирост инвестиций в основной капитал. Его мы тоже перевыполнили в два раза.

– Сохранился ли обязательный ассортимент товаров, который необходимо иметь каждому магазину?

– Он есть как на продтовары, так и на товары промышленные, и за его несоблюдение предприятия торговли несут серьезную ответственность как за нарушения правил торговли.

– Есть ли достижения, которыми торговля области может гордиться?

– Нам удалось наладить содержательный диалог с промышленностью. Предприятия – производители товаров прислушиваются к нашим замечаниям и предложениям, учитывают их, разрабатывая продукцию. Это способствует удовлетворению покупательского спроса, а мы получаем дополнительные валовые доходы.
Гордимся и тем, что сохранили оптовое звено, которое накапливает товары. Это ОАО “Бакалея Могилев”, КУТП “Мясомолторг”, ОАО “Белхозторг­1М”, ОАО “Галантерея”, ОАО “Бакалея Бобруйск”.

Оптовые центры – серьезное подспорье для розничных магазинов, которые могут в одном месте получить товары в широком ассортименте.

В текущем году экспортировано товаров и заключено договоров об экспорте почти на 2 млн долларов США, взамен закуплено товаров критического импорта на 141 тыс. долларов США. За прошлый год зарплата работников торговли подросла в среднем процентов на 30. И хотя она пока еще значительно ниже, чем в других отраслях, тем не менее подвижки существенные. Торговая сеть Могилевщины развивается стремительно. На 1000 жителей области приходится 413 кв. метров торговых площадей. Это один из самых высоких показателей в республике. Мы ставим перед собой задачу выйти к 2015 году на 600 кв. метров – показатель, характерный для европейских стран высокого уровня развития.

– Что нового, прогрессивного внедряется торговлей?

– Положительная тенденция, например, в том, что люди привыкают рассчитываться пластиковыми карточками. Доля таких безналичных расчетов в области за 2010 год – 4,7%, а за 6 месяцев текущего – 8,3%. Это хорошо, ведь инкассация стоит денег и идет на наши издержки.

Первые в республике так называемые социальные магазины, где в определенный промежуток времени продаются социально значимые товары со скидкой для малообеспеченных слоев населения торговой наценки от 5 до 50%, появились тоже на Могилевщине. В области их более ста, в Могилеве – 15.

Могилевская область первой в республике ввела (с 1 июля нынешнего года) ограничения на реализацию плодово-­ягодных вин (так называемых “чернил”). Они продаются теперь только с 10.00 до 18.00. Мы теряем в товарообороте, но пошли на этот шаг сознательно с целью снижения алкоголизации населения, изменения структуры потребления спиртных напитков, воспитания культуры пития.

Все большей популярностью пользуются интернет­-магазины. Их в области уже более 70. Человек выходит на сайт торгового центра, знакомится с его ассортиментом, выбирает то, что ему нужно, делает заказ и оставляет номер своего контактного телефона. С ним свяжутся и доставят товар на дом (по Могилеву – бесплатно).
Обращали вы, наверное, внимание на красные и желтые ценники, периодически пропагандирующие существенные скидки на определенные товары. Это признаки конкурентной борьбы магазинов. Делаются такие скидки за счет прибыли предприятий торговли, но они все же выгодны, так как привлекают покупателя.

– В какой степени вообще цены на товар зависят от работников торговли? Велики ли торговые наценки?

– Как правило, на 99% цены формируют предприятия­-импортеры, которые ввозят продукцию, и предприятия-­производители. В стоимость они закладывают свои издержки и нормы прибыли, которые считают оправданными (иногда и до 10%). А на рынке торговли очень жесткая конкуренция, которая не позволяет взвинчивать торговые надбавки, иначе потеряешь покупателя. На так называемые социально значимые товары – сахар, хлеб определенных видов, молочные и некоторые другие продукты (всего их 14 групп) – цены регулируются государством.

Торговые надбавки на другие товары формируются исходя в основном из средних в сфере торговли. Например, предельная их рентабельность (после вычета затрат) в нашей отрасли за 2010 год была лишь 1,6%.
Кстати, потребительская корзина жителя Могилевщины – одна из самых дешевых в республике.

– Предприятия общественного питания – тоже торговля. Расскажите хотя бы вкратце о наиболее интересных из них.

– Это очень серьезная сфера, которая тоже активно развивается. На территории области функционирует 1616 объектов общепита. Только в Могилеве за последнее время появилось много хороших ресторанов различной наценочной категории, рассчитанных на разных посетителей. Прекрасный ресторан “У сяброў” открылся в начале этого года рядом с рестораном “Ясень”. У него своя аура, хороший микроклимат, доступные цены, приятная музыка, большой телевизор, беспроводной интернет. С удовольствием идут туда студенты, чтобы спокойно провести время, пообщаться, а при желании там можно и поработать.

Поднимают престиж нашего города рестораны: французской кухни “Латук”, итальянской “Пармезан” и китайской “Золотой дракон”. Интересен стилизованный под пиратский корабль с кабинами-­каютами ресторан “Санта­ Мария”, что на Святом озере. Немало есть и других подобных уютных заведений, в том числе на пешеходной Ленинской улице. Не пустуют и рестораны быстрого обслуживания (бистро). Особенно популярен Funny Chicken, так называемый куриный, что возле Главпочтамта.

Все больше становится и хороших столовых, кафе, баров, кафетериев, объектов придорожного сервиса и др. Отличная команда специалистов своего дела работает, например, в специализированной столовой МГУ им.А.А.Кулешова, и желающие отметить именно там какое­-то торжество записываются в очередь.

– Как вы относитесь к рыночной торговле?

– В моем понимании рынок должен быть лишь для того, чтобы фермеры, бабушки и дедушки, которые выращивают продукцию на своих огородах, имели возможность ее продавать. У нас же частные предприятия торгуют на рынках тем, чем и в магазинах, т.е. используют рынки как альтернативную торговлю. И сегодня 25% товарооборота дает так называемый неорганизованный рынок – палатки, киоски. Что нередко сопряжено с нарушениями правил торговли, санитарных норм. Но с каждым годом неорганизованный рынок сужается. Это говорит о том, что мы становимся цивилизованнее.

– И несколько слов, Олег Алексеевич, о перспективах и тех проблемах, которые требуют первоочередного решения.

– Через год-­два только в Могилеве появится еще много крупных торговых центров, которые станут украшением не только сферы торговли, но и города. Конкуренция существенно усилится, но выигрывают от этого покупатели. Расширяется ассортимент товаров, виды дополнительных услуг. Нельзя не заметить, что все шире практикуют магазины кулинарный сервис. Будем его развивать и дальше.

У нас есть прекрасные предприятия, на которые следует равняться. Это сеть магазинов “БелМаркет”, ОДО “Альтернативная экономика”, ООО “Евроопт”, универсамы №№ 8,7, 32 в Горках, ОАО “Дом обуви” в Бобруйске. Могут служить примером высокой культуры обслуживания: могилевские универмаг “Центральный”, ОАО “Магазин “Юбилейный”, ОАО “Арма”, ОАО “Заднепровье”, ОАО “Промторг” г.Бобруйска и ряд других предприятий и организаций торгового обслуживания.

А из проблем, пожалуй, наиболее актуальна кадровая. Не хватает продавцов, поваров, официантов, барменов… Во многом это обусловлено невысокой (по сравнению с другими отраслями) зарплатой. Чтобы она поднималась, нужно наращивать товарооборот, поднимать уровень рентабельности. И мы движемся в этом направлении. Разработана программа, направленная на решение этих вопросов. Так, активнее следует переводить магазины на самообслуживание, что позволяет увеличивать товарооборот в разы. Многие объекты торговли удлиняют режим работы. И есть предприятия торговли, где продавцы зарабатывают около полутора миллионов рублей и даже более в месяц. На фоне того, что у большинства зарплата ниже миллиона, это очень хорошие показатели, свидетельствующие о том, что при должной организации труда резервы для ее повышения есть.

А людей замечательных, трудолюбивых, внимательных к каждому покупателю, посетителю предприятия общественного питания в отрасли много. Об этом говорят и многочисленные благодарственные письма, которые приходят в управление торговли с просьбами жителей области отметить отдельных работников торговли и целые трудовые коллективы за внимательное отношение к человеку, за культуру обслуживания.

Валентина СОКОЛОВСКАЯ, Могилевские ведомости

Последние новости

КУЛЬТУРА

«Славянский базар в Витебске»: что в программе международного фестиваля искусств

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове состоялся митинг-реквием «Чернобыльский набат»

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Что делать, если ваш дом затапливает

26 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Члены Совета Республики проведут единый день приема граждан в Гомельской области

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля – день трагедии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
СПОРТ

Бокий выиграл третье золото на чемпионате Европы по параплаванию

26 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024