Сомнения по поводу планов разведки нефти в Арктике («The Associated Press», США)

Затонувшая в море плавучая буровая платформа и 50 погибших и пропавших членов ее экипажа усилили опасения по поводу того, что российские компании, занимающиеся разведкой нефти в удаленных районах, не готовы к чрезвычайным ситуациям, и что это может привести к катастрофическим разливам нефти в девственно чистых водах Северного Ледовитого океана.

Всего четыре месяца тому назад российский энергетический гигант «Газпром» отправил первую нефтяную платформу в район с чутко реагирующей на изменения окружающей средой. Отраслевые эксперты и экологи предупреждали, что она не подходит для суровых условий севера и находится слишком далеко от групп спасателей, которые не смогут оперативно прийти на помощь в случае аварии. Они требуют, чтобы Россия приостановила свои нефтяные проекты в Арктике.

Россия занимает первое место в мире по объемам добычи нефти, но большую ее часть она добывает на суше. Лишь 2 процента добычи приходится на давно разрабатываемые морские месторождения в теплых водах Черного и Каспийского морей и на относительно новые месторождения у острова Сахалин на Дальнем Востоке.

Поскольку основные нефтяные месторождения в Восточной Сибири истощаются, нефтяные компании начинают смотреть все дальше на север. Правительство надеется, что к 2030 году в Арктике ежегодно будет добываться до 80 миллионов тонн нефти.

Россия пытается установить свою юрисдикцию над частью Северного Ледовитого океана, где может находиться до четверти неразведанных мировых запасов нефти и газа. Ускоряя реализацию арктических нефтяных проектов, правительство тем самым подкрепляет свою заявку.

Плавучая буровая платформа «Кольская», перевернувшаяся и затонувшая 18 декабря в Охотском море, осуществляла поисково-разведочное бурение для дочерней компании «Газпром» «Газпром нефть шельф». Ее буксировали назад в восточный российский порт в условиях сильного шторма, когда мощной волной разбило часть ее оборудования и иллюминаторов, в результате чего она перевернулась и пошла на дно в штормовом море.

Газпром в настоящее время первым ведет изыскательские работы в российском секторе Северного Ледовитого океана. Он также стал первой российской компанией, отправившей буровую платформу в Печорское море на северо-западе России.

Российские нефтяные компании никогда не работали в столь суровых погодных условиях, какие существуют в скованной льдами Арктике, где толщина ледяных торосов измеряется метрами, и где часто бывают штормы. Авария «Кольской» усилила опасения по поводу того, что эти компании не готовы к таким испытаниям.

«Эта трагедия еще раз напомнила нам, насколько велики риски аварий и чрезвычайных происшествий в море», – заявил сотрудник Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников, занимающийся проблемами нефти и газа.

Всемирный фонд дикой природы, Greenpeace и пять региональных российских природоохранных организаций подписали в четверг обращение к парламенту с требованием провести парламентское расследование и с призывом к правительству временно прекратить реализацию нефтяных проектов. В этом обращении они обвиняют государственные ведомства в несоблюдении норм и правил безопасности и охраны окружающей среды, а также заявляют, что действующие законы не соответствуют масштабам рисков в Арктике.

Впервые экологи забили тревогу, когда Газпром объявил в августе об отправке платформы в Арктику для проведения разведочного бурения на нефтяном месторождении в Печорском море, которое содержит примерно 6,6 миллиона тонн нефти.

Подводная часть платформы была построена в России в 1990-х годах, а верхняя секция является частью платформы, построенной в 1982 году в Шотландии. Эта платформа в 2002 году была выведена из эксплуатации в Северном море.

Газпром утверждает, что платформа «Приразломная», которую он называет своей первой ледостойкой платформой, вполне надежна и не имеет старого оборудования, за исключением своего каркаса.

«Мы сделали все возможное для реализации новейших технологий, норм и правил, чтобы предотвратить любые аварии», – сказал на пресс-конференции в сентябре месяце Владимир Вовк, руководящий в Газпроме управлением техники и технологии разработки морских месторождений.

Экологи сомневаются как в состоянии оборудования, так и в конструкции платформы. Поскольку «Приразломная» находится в сотнях километров от берега, она имеет хранилище для огромного объема нефти, которая находится в нем до прибытия танкера. Емкость резервуаров для хранения составляет до 120000 тонн (840000 баррелей).

В отличие от «Кольской», на которой в момент катастрофы не было нефти, арктическая платформа может стать причиной катастрофического разлива, если она опрокинется в ледовом штормовом море.

Большое расстояние до берега также усложнит проведение спасательной операции и действий по ликвидации последствий аварии. Ближайший к платформе крупный порт это Мурманск, находящийся от нее в 1000 километров.

Даже в более теплых и приветливых водах аварии на нефтяных платформах приводили к катастрофическим последствиям.

В пятницу гигантское нефтяное пятно начало приближаться к побережью Нигерии. Как заявила компания Royal Dutch Shell, этот разлив образовался при перекачке нефти с плавучей платформы на морском месторождении в ожидавший загрузки танкер. Менее чем за неделю до этого Shell получила разрешение от американского правительства на бурение разведочных скважин у северо-западного побережья Аляски в Чукотском море – неподалеку от российских территориальных вод.

В результате взрыва на платформе ВР Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 году погибли 11 рабочих, а в море из находящейся под толщей воды скважины вытекло более 200 миллионов галлонов нефти (4,8 миллиона баррелей).

Российский парламент в сентябре в предварительном порядке утвердил законопроект, ужесточающий нормы и требования к компаниям, работающим в Арктике.

Специалист в области природоохранного законодательства из Всемирного фонда дикой природы Екатерина Хмелева заявила, что данного закона недостаточно для обеспечения публичной подотчетности нефтяных компаний и гарантий полного анализа экологических рисков. По ее словам, экологи и бизнес-сообщество работают над новым законопроектом, который, среди прочего, предусматривает создание фондов для ликвидации последствий и очистки.

Эксперты из нефтяной отрасли также выражают сомнения по поводу компетентности Газпрома в вопросах морского бурения в Арктике, а также конструкции платформы.

Они также сомневаются в экономической обоснованности проекта. Нефть на месторождении в Печорском море низкого качества, и проект окажется убыточным без налоговых льгот, заявил старший аналитик из московского инвестиционного банка «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. Для государственного Газпрома этот арктический проект в большей степени имеет стратегическое значение, нежели дает ему экономические выгоды в ближайшей перспективе, отметил он.

«Очевидно, что компания выполняет стратегическую задачу, – сказал Нестеров. – Похоже, что Россия не собирается отказываться от этой стратегии, поскольку в ней заинтересованы судостроители, производители техники, а возможно, и военные».

Четыре года тому назад Россия обозначила свои притязания на главенство в Арктике, установив титановый флаг на дне Северного Ледовитого океана и заявив, что подводный хребет связывает ее напрямую с Северным полюсом. Соединенные Штаты не признают российские утверждения и выдвигают собственные претензии наряду с Данией, Норвегией и Канадой.

Россия, Канада и Дания планируют подать свои заявки на право владения хребтом в Организацию Объединенных Наций.

В прошлом году российские судостроительные и машиностроительные предприятия остались на плаву благодаря в основном крупным государственным заказам и проектам, которые финансирует правительство. Широкомасштабная разведка и освоение нефтяных и газовых месторождений в Арктике даст этим отраслям столь необходимый толчок к развитию.

 

Источник: inoСМИ.Ru

 

Последние новости

КУЛЬТУРА

«Славянский базар в Витебске»: что в программе международного фестиваля искусств

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове состоялся митинг-реквием «Чернобыльский набат»

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Что делать, если ваш дом затапливает

26 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Члены Совета Республики проведут единый день приема граждан в Гомельской области

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля – день трагедии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
СПОРТ

Бокий выиграл третье золото на чемпионате Европы по параплаванию

26 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024