В каких случаях не стоит звонить по «102»
В оперативно-дежурную службу УВД Могилёвского облисполкома ежедневно поступает около сотни звонков. Могилевчане и жители области сообщают о кражах, хулиганствах, мошенничествах и прочих преступлениях и правонарушениях, прописанных в уголовном или административном кодексе Республики Беларусь.
К сожалению, граждане каждый день звонят и с вопросами, не имеющими никакого отношения к компетенции милиции. Как, например, жительница Могилева с претензией к некачественной установке окна в ее квартире. «Женщина требовала прислать к ней участкового, чтобы составить протокол на жилищно-эксплуатационный участок, – рассказывает начальник ОДС УВД подполковник милиции Юрий Кирилович. – Подробно описывая внешний вид некачественно установленного окна, она требовала непременного присутствия сотрудника милиции, уверяя, что совершено преступление». Не давая дежурному ОДС объяснить о гражданско-правовых отношениях и об отсутствии состава административного правонарушения, могилевчанка настаивала на своем. Потом к диалогу подключился и супруг звонившей с угрозами о том, что будет звонить в «Горячую линию» и стал требовать засвидетельствования милицией факта установки окна (!). О том, что сотрудник управления внутренних дел по определению не должен являться профессионалом установки окон, дверей и прочих промышленных изделий, взрослый человек почему-то не знал. Как и не догадывался о существовании отдела защиты прав потребителей, куда ему было рекомендовано обратиться.
Обидевшись на то, что милиция не обязана решать дела, связанные с его окном, он позвонил и на номер телефона доверия УВД, и написал жалобу в Министерство внутренних дел. «Граждане вправе обращаться в органы внутренних дел Республики Беларусь за оказанием помощи при совершении в отношении их противоправных деяний, – объясняет Юрий Кирилович. – Если же вопрос относится к категории гражданско-правовых отношений, то он должен решаться не иначе, как в судебном порядке».
Другой житель областного центра вообще вообразил, что позвонив по номеру «102», можно разрешить личные вопросы.
– У меня та-а-акая проблема, – сразу обозначил акценты звонивший. – Я сегодня пьяный. Ну и, короче, ребенка своего младшего забрать из садика не смогу!
На вопрос дежурного, почему он звонит в милицию, мужчина долго и запутанно стал вносить предложения о том, как можно исправить сложившуюся ситуацию. «Гениальное решение» было просто:
– У меня есть племянница, но она учится в училище, а мастер ее не отпускает с занятий. Вот вы бы позвонили мастеру, и сказали, чтобы он ее отпустил, она ребенка и заберет.
Когда дежурный ответил, что мастеру звонить никто не будет, хмельной папаша изумился:
– И что – мне самому пьяному ехать, что ли?
Было похоже, что он искренне удивлен тому, что офицер милиции отказывается выполнить такую «пустяковую просьбу»…
Задача сотрудников оперативно-дежурной службы как можно быстрее помочь человеку, нуждающемуся в помощи. Они незамедлительно отреагируют на каждое ваше сообщение, но только в том случае, если оно касается происшествия или преступления. Поэтому не стоит сообщать по «102» о купленном в магазине испорченном йогурте, плохо установленной мебели и тому подобных вещах – для этого есть другие инстанции.