«Прокрустово ложе» амнистии

Кто в него “помещается”, а кто нет, разъясняла, ведя диалог с читателями “Р”, начальник специального отдела Департамента исполнения наказаний МВД Беларуси Жанна БАТУРИЦКАЯ
Давным-давно, когда боги вершили судьбы людей на Олимпе, в Аттике орудовал злой разбойник Прокруст. Он подстерегал путников на дороге между Афинами и Мегарой и путем обмана заманивал к себе домой. Для гостей у него дома было изготовлено два ложа. Одно ложе было большим, второе — маленьким. На большое ложе Прокруст укладывал небольших ростом людей и, чтобы путник точно соответствовал размеру кровати, бил их молотом и растягивал суставы. А на маленькое примерял высоких ростом людей. Не помещающиеся части тела он обрубал топором. Вскоре за свои злодеяния Прокрусту пришлось лечь на свое ложе самому. Греческий герой Тесей, победив разбойника, поступил с ним так же, как тот поступал со своими пленными.

Жанна БАТУРИЦКАЯ
Но после него осталось выражение “прокрустово ложе”. Оно означает желание подогнать что-либо под жесткие рамки или искусственную мерку, иногда жертвуя ради этого чем-нибудь существенным. Если говорить иносказательно, то это слово означает: искусственная мерка, формальный шаблон, под который насильственно подгоняют реальную жизнь, творчество, идеи и пр.
В нашем случае в ходе “прямой линии” часто угадывалось желание звонивших подогнать под себя или родных параметры вступившего в силу 11 июля Закона “Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления”. Эти неосуществимые чаяния и надежды, в общем-то, понятны. Как понятна и радость тех, кому ничто не мешает для применения по отношению к ним или близким людям проводящейся ныне амнистии. Впрочем, жизнь (читай практика применения амнистии) куда богаче заданных схем.
Аспект общественный

Звонок Жанны Маханьковой оказался несколько неожиданным для представителя Департамента исполнения наказаний Жанны Батурицкой. Вначале Жанна Маратовна получила подтверждение от начальника спецотдела, что амнистия действительно распространяется на ее сына Роберта Мурашко, который отбывает наказание в ИК-17, расположенной в Шклове. А затем высказала слова признательности и благодарности начальнику этой колонии Сергею Владимировичу Ермолицкому.
— Он настоящий профессионал, человек с большой буквы, — убежденно говорила Жанна Маратовна.
— Спасибо вам за то, что вы так высоко оценили работу начальника колонии, который за свой труд действительно заслуживает добрых слов, — была тронута таким поворотом диалога начальник спецотдела.

— Скажите, Жанна Владимировна, теперешняя амнистия распространяется на лиц, чьи дела находятся в Верховном Суде по надзорной жалобе? — поинтересовалась Ольга Марковская.
— Закон об амнистии, Ольга Петровна, определяет не только категории лиц, подпадающих под нее, но также и органы, на которые возложено исполнение амнистии, в том числе и суды надзорной инстанции.

— Докажите мне, что амнистия — это благо, — попросил читатель, представившийся Виктором Петровичем. — Лично я считаю, что амнистии вызывают новую волну преступности. По-моему, в фильме “Холодное лето пятьдесят третьего…” это продемонстрировано. Иного наглядного подхода и результата ни в фильмах, ни в телепередачах я что-то не видел. Может, действительно стоит снять такой фильм, чтобы переворачивал душу, как тот, в котором главную роль сыграл А. Папанов, тогда мы и поверим очередным актам амнистии?
— Амнистия применяется к лицам, которые готовы после освобождения вести правопослушный образ жизни. К злостным нарушителям порядка отбывания наказания она не применяется. Лица, отбывающие наказание и стремящиеся исправить что-либо в своей жизни, заслуживают того, чтобы государство поверило в них и дало шанс начать новую жизнь. Согласна с вами, Виктор Петрович: этому должны способствовать и фильмы, талантливо снятые, убедительные. И не только фильмы.

Одним из первых предварительно адресовал свой вопрос на “прямую линию” житель г. Могилева В. Комлев.
— Многие акты амнистии подтверждали, что прокуратура и милиция основательно подходят к выполнению требований Закона об амнистии, — заключил он. — А вот органы местные, а также здравоохранения, по трудоустройству спят в шапку. Им часто амнистия сваливается как снег на голову. Помыкаются бывшие сидельцы колоний, не получая медпомощи в поликлинике, не находя нормальной работы, да еще если у них не появится свой угол, — и отправятся снова на зиму в колонию. Естественно, совершив для этого преступление. Тут за ними, как говорится, не заржавеет. Есть какой-то контроль за местными исполнительными и распорядительными органами, как они подключились к проведению амнистии? Или все их планы больше на бумаге?
— Все органы, задействованные для исполнения Закона об амнистии, выполняют свои обязанности в полном объеме. Поведение людей после освобождения из исправительных учреждений — это результат их волеизъявления. Да, они попадают в те условия, в которых живут и остальные граждане. Но они в состоянии о себе позаботиться. О тех, кто не может это сделать, никто не забывает, и их не оставляют без внимания. В случае необходимости освобождаемые лица помещаются в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, несовершеннолетние амнистированные — в детские дома, устраиваются в школы-интернаты, профессионально-технические училища.

— Согласно ли МВД с тем, что тот, кто не возместил ущерб, должен оставаться в местах лишения свободы, даже если у него наступил конец срока наказания? — такой неожиданный вопрос направила на “прямую линию” Галина Ивановна.
— Лицо, отбывшее наказание, установленное судом, уважаемая Галина Ивановна, сверх установленного срока находиться в местах лишения свободы не может. Независимо от того, возмещен или нет ущерб, причиненный преступлением. На основании исполнительного листа возмещение ущерба будет производиться и после отбытия основного наказания.

— Чуть ли не ежегодно у нас проходят амнистии. Для их проведения задействуется много народа: прокуроры, сотрудники исправительных учреждений, судьи и т.д. Не проще ли сразу сокращать наказание обвиняемым в суде с учетом предстоящей амнистии, чем ее проводить вообще, задействуя большие человеческие ресурсы? Такой подход будет более рациональным, — высказал свои предложения еще один “народный рационализатор”, назвавшийся Петром Петровичем.
А вот какое созвучное с этим предложение высказал Иван Петрашкевич:
— В этом году Закон об амнистии рождался в муках и к объявленной дате опоздал. Предлагаю на государственном уровне установить, что амнистии ежегодно будут объявляться ко Дню независимости. Может, и текст законов об амнистии менять особо не надо. В крайнем случае, пару абзацев поменяли — и все. Будет логика и стабильность в амнистировании возможных кандидатов.
— Законы об амнистии принимаются не ежегодно, — напомнила нашим читателям-“рационализаторам” Жанна Батурицкая. — Исполнение Закона об амнистии возлагается как на органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания, так и на суды.
При подготовке проекта Закона об амнистии в расчет берется степень общественной опасности совершенных преступлений, за которые назначено наказание. Круг лиц, подпадающих под действие амнистии, устанавливается с учетом мнения всех государственных органов, принимающих участие в разработке закона. Ежегодное объявление амнистии будет противоречить ее основным принципам — проявление гуманизма в связи с каким-либо наиболее значимым событием в жизни государства. Необходимо принимать во внимание и то, что в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве предусмотрена возможность досрочного освобождения осужденных при соответствующем их поведении.

…И личный интерес
Следующим на прямую связь с подполковником внутренней службы Батурицкой вышел Павел Анатольевич Панасюк.
— У меня статья 317 часть 2, — неторопливо, с паузами начал он свое повествование.
— Понятно: преступление, связанное с нарушением правил дорожного движения и повлекшее смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, совершено вами по неосторожности, — сразу уловила Жанна Владимировна и поинтересовалась видом вынесенного наказания.
— “Домашняя химия”, — ответил просторечной фразой читатель.
— То есть получили ограничение свободы без направления в исправительное учреждение, — уточнила начальник спецотдела.
— Мне дали три года, я год уже отсидел. Знаю, что оставшаяся часть наказания мне полностью снимается законом, вступившим в силу 11 июля. Но меня интересует такой вопрос: снимается или нет дополнительный вид наказания, вынесенный мне судом в довесок к основному?
— Нет, от дополнительного наказания Закон об амнистии вас не освобождает. От него, правда, также освобождаются те, кто подпадает под действие первой статьи данного закона. Но вы, Павел Анатольевич, как я поняла, не льготник и не подпадаете под эту статью.
— Не понял. Что имеется в виду?
— То есть вы не старше шестидесяти лет? Не являетесь участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий или лицом, потерпевшим от них? Инвалидом I или II группы, больным активной формой туберкулеза, онкологией, ВИЧ-инфицированным? Не являетесь одиноким отцом?
— Нет, не подпадаю ни под одну из этих категорий.
— Потому и не подлежите освобождению от дополнительного наказания. Более подробную консультацию вам даст инспектор уголовно-исполнительной инспекции, если вы обратитесь к нему.

Когда на “прямую линию” дозвонилась Ирина Ивановна Дубина, то поведала о своей беде:
— Моего сына 16 апреля 2012 года осудили к 10 месяцам лишения свободы по ст. 415 Уголовного кодекса Беларуси (уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы). Хочу узнать: подпадет ли сын под объявленную недавно амнистию?
— Придется расстроить вас, Ирина Ивановна. Ваш сын относится к злостным нарушителям установленного порядка наказания, а значит, амнистия на него не распространяется.
— То есть он отсидит полный срок?
— Да, полный срок. Потому что, когда суд осуждал его впервые, вынес наказание в виде ограничения свободы. Суд поверил вашему сыну, дал ему шанс исправиться, оставаясь на свободе. Ему была предоставлена возможность отбывать наказание вне мест лишения свободы. Он не пожелал воспользоваться таким шансом и поплатился за это, получив новый срок. Закон об амнистии определил, что такие люди снисхождения не заслуживают.
— Меня зовут Кошель Ирина, — представилась очередная позвонившая на “прямую линию”. — Мой сын осужден по ч. 4 ст. 205 Уголовного кодекса (кража, совершенная организованной группой либо в особо крупном размере). Осужден впервые. Суд над ним был 25 июня. Мы погасили ущерб по иску. Хочу знать: коснется нас эта амнистия или нет?
— Ваш сын, Ирина, может рассчитывать на сокращение наказания на один год при условии возмещения ущерба. А как давно он находится под стражей?
— Один год и три месяца.
— А какой ему назначен судом общий срок?
— Три года и шесть месяцев.
— Для того чтобы применить к вашему сыну статью шестую Закона об амнистии и освободить от наказания, необходимо, чтобы он отбыл четверть назначенного срока и возместил ущерб, причиненный преступлением. Посчитайте точно: отбыта ли четверть наказания? Если соблюдены и первое, и второе условие, то нет оснований переживать по этому поводу.
— Мы действительно возместили ущерб. Суд был 25 июня, а мы все выплатили через три дня.
— И больше никаких препятствий нет?
— Судебный процесс у нас проходил в два этапа. Первый раз прокурор принес протест. И 25 июня, как выяснилось, также гособвинение не согласилось с вынесенным приговором.
— То есть, получается, приговор в отношении вашего сына еще не вступил в законную силу?
— Да.
— Когда будет рассматриваться протест прокурора, суд кассационной инстанции рассмотрит вопрос и о применении амнистии к вашему, Ирина, сыну. Главное в вашей ситуации, чтобы определение кассационным судом было вынесено в срок действия амнистии, то есть до 11 января 2013 года.
— То есть мы можем рассчитывать на то, что подпадем под амнистию?
— Да, можете рассчитывать, если соблюдены все условия, предусмотренные законом, и не числится за вашим сыном нарушений в неволе. Но последнее слово, естественно, будет за судом.

Галина Федоровна Волосюк из г. Кобрина держала совет с подполковником внутренней службы Батурицкой по поводу применения—неприменения амнистии по отношению к ее сыну Виталию Зданевичу. Как следовало из слов Галины Федоровны, парень, потерпевший от действий Виталия, долго лечился в кобринской больнице, но все равно умер. Больница за лечение потерпевшего предъявила в суд иск к В. Зданевичу в сумме 30 миллионов рублей. Суд удовлетворил этот иск.
— При таких обстоятельствах может сын рассчитывать на амнистию или нет? — спросила Галина Федоровна.
— Если Виталий полностью возместит ущерб, то имеет право рассчитывать на применение амнистии, — услышала в ответ.
— Такую большую сумму выплатить нам невозможно. А нельзя будет сыну просто смягчить наказание? — не теряла надежду читательница, что как-то удастся облегчить участь сыну, перевести его на “домашнюю химию”.
— Закон об амнистии не рассматривает эти вопросы. Для этого есть Уголовный кодекс, статьи 90 и 91, которые предусматривают условно-досрочное освобождение от наказания или замену неотбытой части наказания более мягким. Но когда суд выносит решение о смягчении наказания, он обязательно учитывает признание осужденным вины и полное возмещение им ущерба. Таким образом, в любом случае возмещать ущерб необходимо. Поэтому вашему сыну нельзя изменить наказание без выполнения им такого условия.
— Проходит какое-то время, и заключенным часто пересматривают наказание с учетом того, как они себя вели в колонии. Вот и сын, надеюсь, не будет иметь нарушений, работая в колонии, станет понемногу возмещать ущерб. Появится у него еще шанс досрочно выйти на свободу?
— Конечно. Администрация учреждения после отбытия заключенным определенного срока наказания принимает решение о смягчении ему наказания. Для этого она наблюдает, как осужденный работает, возмещает ущерб, как себя ведет…

— Меня зовут Андрей Новацкий. Я осужден по ч. 4 ст. 209 УК (мошенничество в особо крупном размере). Получил отсрочку исполнения наказания на два года, восемь месяцев уже отбыл. Могу ли я рассчитывать на применение ко мне амнистии? — представившись, задал свой вопрос очередной позвонивший.
— Нет, не можете. Потому что Закон об амнистии не предусматривает освобождения от наказания, вынесенного с отсрочкой исполнения приговора. Исключением являются льготники, названные в статье 1 закона. А вы к ним, Андрей, как я поняла, не относитесь.
— Действительно, не отношусь.
— Суд и так вынес вам наказание, не связанное ни с лишением, ни с ограничением свободы. Ваша задача заключается в соблюдении правил, установленных для таких случаев законодательством. Надо только соблюдать закон, и все у вас будет хорошо, вы будете дома. Разве вам необходима какая-то амнистия?! — высказала свою точку зрения Жанна Батурицкая.
— Я понял, спасибо, — с улыбкой распрощался А. Новацкий.
Вместо послесловия

Давно ожидаемая и недавно объявленная амнистия внесла оживление и некоторую сумятицу в размеренную жизнь колоний. Большая нагрузка выпала и на сотрудников Департамента исполнения наказаний. Сейчас в приемные дни коридоры департамента, как никогда, заполняются людьми, которых волнуют различные вопросы, связанные с исполнением Закона “Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления”. Каждому посетителю следует дать соответствующие разъяснения. Как правило, на заседаниях комиссий, рассматривающих вопросы, связанные с применением или неприменением амнистии к тому или иному осужденному, проходит около 100 человек. Всего же по формальным признакам под нее подпадают порядка 15 тысяч человек. Сверхмиссия Жанны Батурицкой и ее коллег заключается в том, чтобы при применении закона, вступившего в силу 11 июля с.г., обойтись без оплошностей и нарушений.
Конечно же, все осужденные априори не могут быть довольны тем, как сложится их дальнейшая судьба, в первую очередь это касается тех, кто не подпадает под амнистию. Это отчетливо сознают подполковник внутренней службы Жанна Батурицкая и ее коллеги. Вместе с тем они постоянно и настойчиво добиваются, чтобы безоговорочно выполнялись требования Закона “Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления”, чтобы ни один вопрос осужденного или его родственников не остался без ответа.

Последние новости

ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Что делать, если ваш дом затапливает

26 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Члены Совета Республики проведут единый день приема граждан в Гомельской области

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля – день трагедии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
СПОРТ

Бокий выиграл третье золото на чемпионате Европы по параплаванию

26 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Выступление Президента Беларуси во второй день заседания VII Всебелорусского народного собрания

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лукашенко о ВНС: мы будем истинным национальным фронтом

25 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Министр обороны Беларуси: Запад рассматривает военную силу как одно из основных средств достижения своих интересов

25 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Александр Лукашенко: Нападение на Беларусь будет расцениваться как нападение на Российскую Федерацию

25 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове чествовали ветеранов органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

С 15 апреля на Могилёвщине стартует республиканская акция «За безопасность вместе!»

15 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

На сайте Минобразования появился раздел с ответами на часто задаваемые вопросы о вступительной кампании

17 апреля 2024