Как праздновали Новый год на Быховщине наши предки

У многих быховчан, как и у большинства жителей нашей страны, Новый год уже давно ас-социируется с  привычными нашему глазу атрибутами: дедом Морозом и Снегурочкой, украшен-ной мишурой елкой, фейерверками, брызгами шампанского и запахом мандаринов. Однако, не-смотря на такие казалось бы устоявшиеся традиции празднования самого ожидаемого дня в году, эти правила сложились относительно недавно. Деды Морозы, Снегурочки и новогодние ели поя-вились в городах Беларуси только в XIX столетии.
Новый год, как и любой календарный праздник, ведёт свои истоки из религиозных празд-неств. У древних славян был свой «Дед Мороз» – древнее божество Зюзя, олицетворявшее зим-нюю стужу. В народе во время проведения новогодних праздничных обрядов его упоминали вплоть до XIX столетия: «Зюзя на дварэ – куцця на стале».
Как известно, и наш дед Мороз, и западноевропейский Санта Клаус- это прообразы святого Николая. Потому и отсчет новогодних празднеств наши предки начинали немного раньше – с праздника св. Николая Зимнего. В день «Святого отца Николы Великого» существовал обычай закреплять большие денежные сделки. Считалось, что финансовые вопросы, решённые в этот день, будут иметь больший успех. Важнейшим же новогодним праздником было Рождество Хри-стово.
У далёких наших предков начало нового года было связано с днем весеннего равноденст-вия. Особо желанными гостями в каждой семье в это время были волочебники. Они обходили все сельские и городские дома, песней величали и прославляли хозяина, его труд. Величали и хозяйку, как мудрую советчицу и помощницу своего мужа, а также взрослую дочь и неженатого сына. Хозяева искренне благодарили волочебников, дарили им обрядовые подарки – яйца, сыр, колбасы.
Древний волочебный обряд стал исчезать из быта наших предков с появлением христиан-ства. На смену волочебникам пришли колядовщики. Для коляд были характерны обрядовые ужи-ны – «кутьи». Первая кутья – Великая или Постная- справлялась перед днем Рождества Христова 24 декабря. Вторая кутья называлась богатой, толстой, щёдрой, мясной. Справлялась она в ново-годний вечер. В этот день было принято щедро одаривать колядовщиков, ходивших по дворам и исполнявших новогодние и рождественские песни. В этих песнях они поздравляли хозяев дома, желали им добра и богатства, благосостояния, прославляли их трудолюбие и щедрость. Наряду с песнями колядовщики ставили потешные театральные сценки.
После включения Быховских земель в состав Российской империи в 1772 году в регион стали проникать традиции празднования Нового года, учреждённые Пётром 1: “Впредь лета счис-ляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова, по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевело-вых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поста-вить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украше-нию генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга по-здравляти с Новым Годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится”.
Во второй половине XIX – начале XX веков на Быховщине Новый год праздновался уже с широким размахом, почти как в наши дни. В городе Быхове нарядную ёлку ставили в дворянском клубе, однако доступ туда был открыт только избранным жителям города, привилегированным сословиям- градоначальникам, дворянам, духовенству (чем не сегодняшние «корпоративы»?). Мещане, солдаты и крестьяне отмечали Новый год в питейных домах и устраивали гуляния на площади города, где также стояла новогодняя ёлка.
Новый год отмечали и в деревнях. Быховский краевед Д.М. Абрамович в своих записках упоминает, что в 1912 году учитель Мокрянского народного училища Н.И. Короленко «за свой счёт устроил ёлку для учеников. Радости у крестьянской детворы было много».
Помогала быховская земля праздновать Новый год и другим. Каждый год в ноябре-декабре  заготовленные в быховских лесах зелёные красавицы отправлялись с железнодорожной станции города в крупные города юга России. Работали в этой сфере целые купеческие артели, доходы были неплохие.
С приходом советской власти установка новогодней ёлки, да и празднование Нового года в целом, стало считаться религиозным предрассудком. Некоторые жители Быхова всё же пытались устроить праздник детворе, но делалось всё это тайком, дома- все боялись огласки.
Были на Быховщине и «жертвы» новогодних празднеств. Так, отпраздновав новый 1928 год, из компартии с формулировкой «за религиозные предрассудки» был исключён номенклатур-ный работник Тихонцов, член партии с 1919 года. А в 1929 году неудачей закончилось празднование Нового года для военкома 98 стрелкового территориального полка Романенко (полк квартировался в Быхове). Он был исключён из партии и освобождён от занимаемой должности по вышеназванной причине – праздновал Новый год с семьёй.
Только в 1936 году в СССР был официально введён праздник Новый год, с красиво укра-шенной елью, с дедом Морозом и Снегурочкой. Однако в семьях быховчан наряду с Новым годом продолжали праздновать Рождество, и колядовали – традиции куда сильнее каких-либо законов или табу…
Новый год – один из самых любимых всеми праздников. Его с нетерпением ждут и взрос-лые, и дети. Начало нового года можно сравнить с началом новой жизни, в которой можно будет сделать всё, что не успел сделать в прошлом году, исправить все ошибки, изменить что-то к луч-шему. Поэтому за новогодним столом в кругу родных и близких людей звучат такие же древние, как и сама традиция встречать Новый год, пожелания: оставить в уходящем году все проблемы и горести, а в новый взять с собой все самое светлое и хорошее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сергей  Жижиян,
Директор Быховского  историко-краеведческого музея       

Последние новости

КУЛЬТУРА

«Славянский базар в Витебске»: что в программе международного фестиваля искусств

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове состоялся митинг-реквием «Чернобыльский набат»

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Что делать, если ваш дом затапливает

26 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Члены Совета Республики проведут единый день приема граждан в Гомельской области

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля – день трагедии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
СПОРТ

Бокий выиграл третье золото на чемпионате Европы по параплаванию

26 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024