«МП» узнал, каковы «выходные» будни сотрудников Госавтоинспекции
Замечу сразу: суббота 30 июня для наряда ДПС по графику — обычный рабочий день. Дежурство с 15.00 до 23.00, без перерыва на ужин. Привычный ритм лишь едва нарушает присутствие журналиста «на борту»: «МП» решил узнать, каковы они, «выходные» будни сотрудников Госавтоинспекции.
Как на праздник
14.30. К зданию РОВД старший инспектор ДПС Николай Евстратов и инспектор ДПС Евгений Мотуз подъезжают практически одновременно и заранее, так как до начала смены успеть нужно многое. Отутюженная форма, хорошее настроение и улыбки на лицах — внешний вид нареканий не вызывает.
Ответственный по РОВД — сегодня это начальник быховской милиции Сергей Королев — проверяет физическое состояние сотрудников: все в норме. На очереди — вооружение. Каждый получает табельное оружие — пистолет Макарова. Еще радиостанции и спецсредства: наручники, ПР (палка резиновая), баллончики с газом «Шок», а также индивидуальные видеорегистраторы «Дозор», которые тут же крепят на груди. Плюс служебная документация, прибор для измерения скорости «Визир». Проводится инструктаж — сотрудники знакомятся с оперативной обстановкой в районе за прошедшие сутки, получают ориентировки на разыскиваемых лиц и угнанный транспорт со всей территории республики.
Кажется, что они задержатся, но нет — в 15.00 служебный автомобиль «Джили» с бортовым номером «945» готов выехать на дежурство. Сегодня по расстановке РОВД водитель, он же старший по наряду — майор милиции Евстратов. Основная задача по несению службы — выявление грубых нарушений Правил дорожного движения. Маршрут — г. Быхов и район.
«Очнулся — гипс»
Незадолго до начала дежурства на автодороге Могилев-Бобруйск случилось дорожно-транспортное происшествие. Недалеко от Черного Бора столкнулись «Ниссан» и «Тойота». К счастью, обошлось без человеческих жертв, но четверых пострадавших только что доставили в райбольницу. Дежурный по РОВД отправляет «945-й» разобраться в ситуации. Заправляемся и едем в ЦРБ.
Опрос участников ДТП, получение справок о телесных повреждениях, освидетельствование водителей — неотъемлемая часть работы сотрудников ГАИ, занимающая немалую часть времени. А еще — вопросы, вопросы, вопросы, львиная доля которых – от потерпевших.
Где будет находиться автомобиль и подлежит ли он восстановлению? Когда можно будет забрать водительское удостоверение? Как получить страховку? И даже — «вернут ли деньги за разбитый телефон?» Как ни странно, материальная сторона сейчас вызывает наибольший интерес. «Хорошо, что все живы, — в конце концов, успокаивают потерпевших сотрудники ГАИ. — А все остальное будет зависеть от результатов специальных экспертиз».
У виновного в аварии водителя — он неожиданно выехал на встречную полосу движения, — напротив, вопросов нет. Только недоумение. «Ехал спокойно по трассе, смотрел на дорогу. И вдруг — удар, сработали подушки безопасности. Ничего сразу не понял… Потом уже увидел, что было столкновение…» — поясняет парень.
Причины ДТП, по мнению офицеров, могут быть разные, от банальной невнимательности до технических неисправностей автомобиля. Но в этом уже будут разбираться другие специалисты. Наш наряд, доставив участников ДТП в ГАИ, убывает на свой маршрут патрулирования.
«Мокрое» дежурство
За годы работы в «МП», рассказывая о деятельности Госавтоинспекции, не один раз использовала эту фразу: «Работают и днем, и ночью, и в жару, и в холод». Но ее смысл поняла только сегодня, когда почти всю смену «отдежурила» с нарядом под проливным дождем. Уже за несколько первых минут успеваем сильно промокнуть. И если журналисту позволено греться в салоне, то место инспектора — на дороге.
Сильный дождь и ограниченная видимость вносят свои коррективы: движение в городе минимальное. Тем не менее, работа идет: практически каждый остановленный автомобиль = нарушение ПДД. Несколько человек перевозят маленьких детей, не используя специальные кресла. Объяснения схожие: «ребенок не хочет сидеть пристегнутым», «мне здесь недалеко». И самый «железобетонный» аргумент: «Что вы меня штрафуете? У меня денег нет. Штрафуйте тех, у кого они есть!» Но штрафы получают все. Минимальные — 49 рублей.
Вопреки расхожему мнению, сотрудники ГАИ не ставят
цель собрать сумму побольше. Но предупреждение вкупе
со штрафом, возможно, в следующий раз заставит
взрослых задуматься если не о безопасности детей,
то хотя бы о сохранении своих денежных средств.
«Кузов поношенный, весь перекошенный»…
Слова песни Аллы Пугачевой прочно застревают в голове после очередных встреченных авто. Сразу несколько машин из разряда «в утиль» попадают в поле зрения наряда.
«Значительные повреждения лакокрасочного покрытия», «отсутствуют передний и задний бамперы», — перечисляет инспектор ДПС. Здесь уже водители начинают оспаривать наказание, многие записывают беседу на диктофон в телефоне. Не вступая в пререкания, сотрудник ГАИ называет пункт правил, запрещающий эксплуатацию подобных транспортных средств, предлагает нарушителю самому ознакомиться с ПДД. С законом не поспоришь: «Согласен. Виноват». Диктофон выключается. Кстати, штраф сейчас можно заплатить на месте пластиковой карточкой, если нет наличных.
Неужели все спорные ситуации так быстро решаются? «Сколько людей — столько и ситуаций, — говорит Николай Евстратов. — Многие просто не знают ПДД, некоторые изначально настроены на конфликт с сотрудником милиции. Хочешь — не хочешь, приходится быть хорошим психологом, чтобы не реагировать на провокации. Спокойно объясняешь, в чем суть правонарушения, и четко делаешь свою работу. Мы же ничего сами не придумываем: есть закон, его нужно исполнять. И если нарушаешь, то будь готов ответить. А потом можешь обижаться, только уже сам на себя!»
Отдельный вопрос — наличие технического осмотра. Сейчас это называется «допуск к участию в дорожном движении». И его отсутствие — довольно распространенное нарушение. Водитель микроавтобуса, быховчанин Андрей прямо признается: «Мне дешевле штрафы платить». Но тут же — в мою сторону — исправляется: «Все-все, буду проходить, так и напишите»…
Если сможешь — догони
Время бежит незаметно, лица и авто меняют друг друга. Да еще и погода решила порадовать: дождь прекращается. «Надолго ли?» — успеваю подумать я. Сотрудники ГАИ не задумываются — сразу же работают «на скорость».
«Превышение скоростного режима — одна из основных причин ДТП, — комментирует Николай Евстратов. — И последствия от таких аварий, как правило, очень серьезные. Чаще всего лихачит за рулем молодежь. Да и вообще большинство нарушителей — в возрасте от 18 до 30 лет».
Ни одно дежурство, как говорят сотрудники ДПС, не обходится без нарушений скорости. И да — едва включается «Визир», как сразу несколько водителей подряд привлекаются к ответственности. К тому же, не пристегнутые ремнями безопасности. Один из последних — молодой парень со стажем вождения 1 год — напоминает инспектору: «Вы меня в марте уже оформляли… Тогда у меня авария была». Его превышение — более 20 км/ч.
Вот уж, действительно, на своих ошибках тоже учиться не каждый способен. Но сегодня, возможно, взмахом жезла сотрудники ГАИ предотвратили новое ДТП. И — вероятно — уберегли чье-то здоровье или жизнь. Так думаю я. Наряд продолжает дежурство.
«Не фотографируй — я раздеваюсь»
19.00. Дежурный по РОВД направляет «945-й» на трассу «Гомель-Витебск»: в Шклове с места ДТП скрылся автомобиль, отрабатываем новую ориентировку.
Обстановка и здесь сегодня спокойная: непогода не способствует оживленному движению. Однако нарушать умудряются и те немногие, кому дома не сидится. ТО, скорость, отсутствие необходимых документов или, наоборот, присутствие лишних наклеек и пленки…
Дождь и сильный ветер. В машине укачивает, а нарушители лично у меня начинают вызывать раздражение: почему их так много?
«Счастливо! Больше не нарушайте!» — каждому на прощание говорят сотрудники ГАИ.
«Вот это выдержка!» — все больше удивляюсь я, испытывая настоящую гордость за моих сегодняшних «сослуживцев».
Улыбку вызывает только очередной «клиент». Уже возвращаясь в город, на остановке замечаем мужчину, который раздевается до нижнего белья. «Я машиной прикрылся, промок, хочу переодеться», — на первый взгляд, звучит убедительно. Тем не менее, нарушение правил стоянки налицо. Да и из этических соображений подсказываем мужчине, где можно переодеться, не привлекая к себе лишнего внимания и никого не смущая. «Делать вам больше нечего, могли бы и мимо проехать», — эта реплика остается без ответа. Офицер спокойно выписывает квитанцию.
Подскажите обстановку?
22.19. Дождь вновь прекращается. «945-й» направляется в микрорайон Быхов-1. «Машинка на Кретова», — тут же вижу на смартфоне буквицу в популярном мессенджере.
К слову, помогает сообщение не всем. Тут же, на Кретова, останавливаем все проезжающие мимо автомобили. «Я опять нарушаю, — как хорошему знакомому, улыбается сотруднику ГАИ один из водителей и сразу готовит деньги. — В «Viber» не заглядывал, времени не было…»
«Больше всего удивляет, — реагируют сотрудники ГАИ, — что подобным «мониторингом» передвижения патрульных автомобилей нередко занимаются взрослые люди, должностные лица. Одно дело — «моргнуть» фарами на дороге. Тут водитель узнает про пост непосредственно перед встречей с ДПС, успевает, конечно, пристегнуться, скорость снизить, но все равно смело проезжает — значит, все в порядке. А вот такие предупреждения через различные группы в интернете — это намного серьезнее. Задумайтесь, люди: вы даете, например, возможность нетрезвому водителю объехать сотрудников милиции. Способствуете тому, чтобы он выехал на дорогу, рассчитывая на такие вот подсказки. Кому и для чего вы помогаете? Чем это может закончиться? А если сами под колесами окажетесь?..»
За рулем микроавтобуса — женщина. «Извините, забыла дома документы, но все есть», — оправдывается она. Несколько минут на проверку — действительно, с документами у нее порядок, да и ПДД ранее не нарушала. Получив письменное предупреждение, быховчанка уезжает.
Я же с нетерпением считаю минуты. Привычку делать перерыв на кофе в рабочее время, как и многие другие, считаю нормальной. Оказывается, эта норма не для всех. Никаких перерывов — наконец, к 23.00 «Джили» с бортовым номером «945» возвращается в РОВД. Еще не домой: самое время подвести итоги. 25 нарушений — среднее число за обычное дежурство — в основном, перевозка детей, отсутствие ТО, превышение скорости.
Практически все нарушители ранее уже привлекались
к административной ответственности сотрудниками
ГАИ.
Под занавес
23.30. Административные материалы зарегистрированы в специальном журнале. Уже завтра их занесут в базу данных ГАИ «на вечное хранение». «Джили» — в гараже. Оружие и спецсредства сданы. Сотрудники ГАИ Николай Евстратов и Евгений Мотуз разъезжаются по домам. Кстати, следующий выходной день, воскресенье, у них снова — рабочий. Да и свой праздник, День образования Госавтоинспекции, они также проведут на посту. Никаких коротких, предпраздничных дежурств.
P.S. – «Всего доброго!» — слышали вы при встрече с ними, независимо от своего поведения. Вспомните, а что каждый из вас подумал в ответ?
P.P.S. – «Какие же вы принципиальные!» — эти слова правонарушителя должны были прозвучать упреком, но, на мой взгляд, стали лучшим комплиментом сотрудникам Быховского отделения Госавтоинспекции.
Татьяна ИСТРАТЬКОВА.