Что общего у гениев и дураков

Академик Национальной академии наук Арнольд Смеянович утверждает, что у интеллектуалов серого вещества несколько больше, чем у остальных людей, но внешне мозг и тех и других ничем не отличается.
— Арнольд Федорович, часто мозг сравнивают с компьютером, появилось даже понятие “искусственный интеллект”. Параллелей между ними можно провести много, вот только их внутренности сильно разнятся. Компьютер напичкан “железом”, при желании каждый может его рассмотреть. А вот представление о мозге у многих довольно поверхностное, составленное по рисункам из учебника анатомии. Как на самом деле он выглядит?
— Более прозаично, чем большинство людей себе это представляют. Наш мозг — не что иное, как студенистая масса, состоящая из жира, соединительной ткани, спинномозговой жидкости, кровеносных сосудов и нервных клеток, которые генерируют около 25 ватт общей мощности. Без поддержки черепа и трех перегородок мозг, попросту говоря, расползся бы, как глазированный сырок на солнце. И хотя этот орган находится в постоянном контакте с каждой живой клеткой нашего организма, сам по себе, как ни странно, он не способен испытывать боль.
В среднем вес мозга доходит до 2 кг, но у великих людей он бывает тяжелее. Известно, что самый большой мозг был у замечательного русского писателя Ивана Тургенева. Я довольно часто оперирую, однако за долгую практику так и не разобрался, в чем, собственно, разница между умными и дураками — внешне их мозг ничем не отличается.
Современным молодым людям надо чаще отрываться от экранов компьютеров и видеть реальный, а не виртуальный мир. Тогда, возможно, и гениев станет больше
— Может ли заурядный человек стать таким же гениальным, как, к примеру, Пушкин?
— Гениями не рождаются. И препараты, чтобы превратить человека в гения, пока не созданы, да и вряд ли они когда-нибудь появятся. Хотя, конечно, уже есть такие, что активизируют мыслительную деятельность. Но будет ли человек гением или нет, на мой взгляд, зависит не от таблеток. Есть самородки, а есть те, кому повезло с окружением. Если родителям удалось разбудить пытливость ума в своем ребенке, если он будет много читать, всесторонне развиваться, эволюционировать, то наверняка сможет стать выдающейся личностью. Возможно, не вторым Пушкиным, но свои таланты, несомненно, раскроет.
Хотя нужно понимать, что и плата за гениальность всегда очень высока. Вспомните: Пушкин погиб в 37 лет, Лермонтов — в 27, Высоцкий — в 42 года. Соглашусь с мнением члена-корреспондента РАН Святослава Медведева, который сказал, что гениальность приводит к существенному сокращению жизни.
— В каком возрасте у человека наступает пик мозговой деятельности?
— У всех по-разному. Есть 20-летние гении, а есть 70-летние. В математике в 35 лет появляется некий потолок, а доктора после 35, наоборот, становятся намного опытнее. Кстати, и Лев Толстой написал роман-эпопею “Война и мир” не в юном возрасте. Наверное, самый плодотворный — средний возраст, хотя с годами процессы головного мозга начинают медленно затухать.
Мозг немного усыхает из-за нарушения кровообращения. Если человеку в возрасте сделать компьютерную томографию, у него наверняка обнаружится легкая атрофия. И практически у всех выявятся гематомы. Для молодых людей они бы стали катастрофой, поскольку в таком возрасте мозг плотно прилегает к черепу, заполняя все пространство. А многие старики спокойно живут с гематомами, потому что в черепе для них есть пространство, где собирается кровь.
— И все же величина мозга как-то влияет на интеллектуальные способности человека?
— Я не физиолог, но мне не раз приходилось оказывать помощь пациентам с крупным и мелким мозгом. Часто и те и другие были очень толковыми людьми. Большой мозг — не признак гениальности. Мы и имеющийся-то используем не на все 100 процентов.
— А может ли наш мозг, как и печень после удаления какой-либо ее части, “наращивать мускулы”?
— Резервные возможности многих участков мыслительного органа находятся, попросту говоря, в состоянии “покоя”, не принимая участия в каких-либо процессах. Но когда происходит катастрофа сосудов или удаляется область поражения мозга опухолью, окружающие ее здоровые ткани потихоньку включаются в процесс, заменяя вышедшие из строя.
На месте удаленного участка всегда появляется полость, которая заполняется жидкостью. Представьте луг с небольшими затопленными участками — сколько из них ни вычерпывай воду, она все равно будет там стоять.
То же происходит и в черепе человека. Вместе с тем мозг не восстанавливается. И самое страшное — не восстанавливается спинной мозг. Если его пересечь даже сверхтонким лезвием, он никогда уже не срастется.
— Говорят, одно движение скальпеля может превратить законопослушного гражданина в разбойника, а верующего — в атеиста…
— Это правда. Любая операция на головном мозге всегда сопряжена с огромным риском для пациента, а для нейрохирурга — высочайшей ответственностью. Нейрохирургия настолько сложна и деликатна, что всего одно неверное движение способно изменить человека до неузнаваемости.
— Вы столько лет “заглядываете” в черепные коробки. Удалось ли постичь секреты работы мозга?
— Нет, конечно. Этот орган и поныне для меня тайна за семью печатями. И самым больным остается вопрос: почему здесь возникает злокачественная опухоль? Когда зреет новообразование, внутри черепа разрастается ткань. Опухоль меняет личность человека.
Если новообразование бурно разрастается, то занимает дополнительное пространство и настолько сдавливает здоровую ткань, что мозг начинает смещаться в сторону. Когда же повышается внутричерепное давление, у больного развивается сильная головная боль, от сдавливания страдают также двигательные функции, речь. Поэтому если почувствуете что-то подобное, срочно к врачу!
— Есть ли люди, у которых даже в почтенном возрасте “молодые мозги”? Имеется в виду их физическое состояние.
— Безусловно. На это влияют наследственность, образ жизни. Если человек много курит, пьет, живет в агрессивной экологической среде, все это, несомненно, отразится и на здоровье мозга.
— Значит, от спиртного и сигарет все-таки стоит отказаться?
— От курения — однозначно. А что касается спиртного, надо знать меру. Если после трудного дня вы выпьете за ужином 20—25 граммов коньяку или водки, думаю, ничего плохого не произойдет.
— Но ведь от употребления спиртного ухудшается память?
— От чрезмерного — да, но это же происходит и из-за перегрузок. Стоит человеку отдохнуть — все восстанавливается, а если нет, тогда нужна помощь доктора, который пропишет препараты для улучшения мозгового кровообращения. Но с возрастом память объективно ухудшается. А цепкая она у вас или нет, на это влияют и гены, и наследственная предрасположенность. И, конечно, условия жизни. Память ухудшается и из-за наличия вирусов в организме.
— Есть ли у вас фирменный рецепт от головной боли? Что нужно делать в таком состоянии?
— Если возможно, отвлечься от работы, выйти на свежий воздух. Таблетка — не всегда спасение, ведь в сущности это химия. Иногда даже лучше выпить 20—25 граммов коньячку, многим это отлично помогает. Если же человек перенапрягся у компьютера, головную боль способна снять даже таблетка глюкозы. Можно также съесть что-нибудь сладкое. Но если боль бывает часто, этим должен заниматься доктор.
— Вы даете своим пациентам рекомендации как жить, как питаться, чего избегать. А сами придерживаетесь подобных правил?
– Я обычный человек, и недостатков у меня немало. Если нахожусь в кругу друзей, могу с ними выпить, хотя, конечно, знаю, что это не очень хорошо. Признаюсь, мне не нравятся люди, которые слепо следуют умным рекомендациям и рьяно их выполняют, от кого бы они ни исходили. Я замечал, что это плохо кончается. Нужно жить в радость!