Детский аутизм. Взгляд изнутри
Когда в семье рождается ребенок – это всегда счастливое событие. Все с радостью наблюдают, как он растет, развивается. Но иногда родителей может насторожить тот факт, что их кроха ведет себя как-то по-особенному, что в его поведении и развитии что-то идет не так. Малыш существенно отличается от окружающих детей, его поведение, речь и взаимодействие с социумом несколько не соответствуют нормам данного возраста. Это заболевание называется аутизмом.
Аутизм, а точнее, расстройство аутистического спектра (далее РАС) – это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации, процессе общения и передачи информации другим людям. При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. Если болезнь не сопровождается каким-либо дополнительным диагнозом, внешне ребенок с РАС может ничем не отличаться от остальных детей.
Аутизм является достаточно неординарной болезнью и проявляется у каждого ребенка по-разному. Однако можно найти общие признаки, которые имеются у всех детей с РАС. Симптомы заболевания зависят от возрастной категории детей, потому данную болезнь можно разделить на ранний, детский и подростковый аутизм.
Дети от 0 до 2 лет
Распознать аутизм у детей до 2 лет помогут следующие симптомы:
- ребенок не отзывается на собственное имя;
- при общении ребенок не смотрит в глаза собеседнику;
- не улыбается, не жестикулирует, часто фиксирует взгляд на одном месте. Если ему скорчить гримасу, то он никак на нее не отреагирует;
- не взаимодействует с детьми, тихо один играет на протяжении долгого времени;
- не любит прикосновений;
- выстраивает игрушки/предметы в один длинный ряд.
Дети от 2 до 7 лет
В этот период чаще всего ставится диагноз «ранний детский аутизм». Кроме описанных выше признаков, можно добавить следующие симптомы детского аутизма:
- во избежание всякого контакта ребенок пытается самостоятельно научиться себя обслуживать, не просит о помощи в повседневных делах;
- не наступает период, когда ребенок задает вопрос «почему?»;
- дети с РАС могут быть гиперактивны. Им сложно усидеть на месте и сконцентрировать внимание на чем-то одном;
- могут отличаться особой походкой: ходят на цыпочках или раскачиваясь вправо-влево. Часто у детей нарушена координация движений, им тяжело научиться ходить по лестнице или попасть по футбольному мячу;
- ребенок с РАС пуглив. Часто его пугают совершенно неожиданные вещи;
- избирательный подход в еде. Детям с РАС нравится определенный набор продуктов. Эти вкусы формируются в раннем детстве и на всю жизнь;
- проблемы с пищеварением. Их связывают с нарушениями мозговой деятельности. В мозг не поступают сигналы из пищеварительной системы, что и приводит к проблемам;
- проблемы со сном. Ребенок не различает день и ночь, уровень его активности не зависит от времени суток. Поэтому его трудно уложить спать. Он часто просыпается по ночам, в среднем за ночь спит по 7 часов и меньше. При повышенной пугливости и гиперактивности может страдать от кошмаров и бессонницы.
Дети школьного возраста и старше
Детей отличает предпочтительность в предметах. Дети с РАС не успевают по всем предметам, но они могут проявлять феноменальные способности в каком-то одном из них. Например, умножать в уме многозначные числа, или, прочитав один раз литературное произведение, тут же пересказать его.
Невербальное выражение чувств. Такие дети молчаливы, поэтому часто выражают свои чувства при помощи рисунка, музыки или стихов. Стихи, которые пишут дети с РАС, часто не имеют смысла для остальных.
В период полового созревания ребенок может впасть в депрессию и даже проявлять агрессию. Он чувствует, что он не такой, как все, и в этом возрасте может начать страдать.
Первое, что нужно сделать родителям ребенка с расстройством аутистического спектра, это принять его таким, какой он есть. Самое главное – не скрывать диагноз, убегая от проблемы. Чем раньше диагностируется болезнь, тем выше вероятность успехов в развитии. Поэтому, при обнаружении симптомов, очень важно сразу же обратиться за помощью к специалистам.
Наталья Тумакова, педагог-психолог ГУО «Быховский ЦКРОиР».