Какой будет Беларусь в 2030 году?
Министерство экономики вынесло на общественное обсуждение проект Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси на период до 2030 года. В документе изложены концептуальные положения долгосрочного развития страны, обозначены основные приоритеты и направления деятельности государства и общества. Корреспондент БЕЛТА изучил проект стратегии и попытался представить, какой будет Беларусь в 2030 году.
Согласно проекту стратегии системообразующим блоком функционирования модели должно стать социально ориентированное, экономически эффективное и экологозащитное развитие страны с учетом удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений.
Главными факторами устойчивого развития называются человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны.
Для обеспечения устойчивого развития модель предусматривает взаимоувязанное, комплексное развитие всех ее элементов на основе соблюдения следующих критериев:
– максимизация роста социальной и экономической эффективности при недопущении ухудшения состояния природной среды;
– рациональное потребление благ и услуг в соответствии с научно обоснованными нормативами;
– соблюдение ограничений на ресурсы всех видов;
– максимальное сохранение экосистем в процессе природопользования на основе обеспечения сбалансированности кругооборота веществ.
Отвечая на вопрос, какой мы хотим видеть Беларусь через 15 лет, авторы проекта стратегии выделили пятнадцать основных пунктов:
1. Беларусь – независимое правовое демократическое государство, сохраняющее свою территориальную целостность и культурно-историческое наследие, участвующее в системе международного разделения труда, обладающее экоэффективными технологиями и знаниями, активно внедряющее инновации.
2. Национальным богатством является человек, для которого созданы комфортные и безопасные условия проживания и труда, развитая социальная инфраструктура, условия для духовного и творческого развития личности.
3. Высокая степень доверия населения страны к государственной власти достигнута благодаря четко отлаженному конструктивному диалогу государство-общество-бизнес, предсказуемости и прозрачности в деятельности органов государственного управления.
4. Основа экономики – конкуренция и современные развитые институты рынка.
5. Сформированы собственные фундаментальные научные школы мирового уровня, что позволяет занять лидирующие позиции по ряду направлений. Белорусская наука станет практико-ориентированной.
6. Республика Беларусь развивается на основе макроэкономической и финансовой стабильности, низкой инфляции, внешнеэкономической сбалансированности, достаточного уровня золотовалютных резервов.
7. Изменена отраслевая структура промышленности, основу которой составляют высокотехнологичные производства и инновационные промышленные кластеры.
8. Энергетическая безопасность страны достигается за счет внедрения энергоэффективных технологий в традиционной энергетике и вовлечения в энергобаланс ядерной энергии.
9. Сельское хозяйство активно использует технологии V и VI укладов. Основу сельскохозяйственного производства составляют крупные агропромышленные холдинги с сырьевыми зонами самообеспечения, специализирующиеся на глубокой переработке сельхозпродукции, кооперирующие с крупными торговыми сетями и создающие собственные логистические и сбытовые сети, в том числе за рубежом.
10. Беларусь будущего – это страна, в которой каждый гражданин может иметь качественное и доступное жилье.
11. Создан комплекс новых видов рыночных услуг. Ускоренными темпами развиваются профессиональные и деловые услуги (информационно-коммуникационные, консалтинговые, маркетинговые, рекламные, туристические, финансовые, аутсорсинг и инсорсинг), а также социальные услуги, повышающие качество жизни населения.
12. Активное использование механизма государственно-частного партнерства позволило создать современную инфраструктуру: высокоскоростные транспортные магистрали, развитую логистическую систему, современные аэропорты мирового уровня.
13. Беларусь целенаправленно реализует концепцию создания цифровой экономики, активно внедряются передовые информационные и телекоммуникационные технологии, создаются “умные города” и сети. Свободный доступ к лучшим информационным базам мира является неотъемлемой частью систем образования и здравоохранения, бизнес-коммуникаций, общения. Создано электронное правительство, что позволило повысить качество услуг для граждан и бизнеса.
14. Система органов местного управления и самоуправления мотивирована в эффективном управлении местными ресурсами и несет ответственность за комплексное развитие своих территорий, гарантирует финансовую самостоятельность регионов.
15. Сформирован и эффективно функционирует “природный каркас” страны в виде национальной экологической сети, элементы которой пространственно взаимосвязаны между собой, а также интегрированы в общеевропейскую экологическую сеть.
Авторы документа полагают, что стратегической целью устойчивого развития Республики Беларусь является обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности на основе перехода к высокоэффективной экономике, основанной на знаниях и инновациях, при сохранении благоприятной окружающей среды для будущих поколений.
Поставленная стратегическая цель предусматривает два этапа ее реализации. Основной целью первого этапа (2016-2020 годы) является переход к качественному сбалансированному росту экономики на основе ее структурно-институциональной трансформации с учетом принципов “зеленой” экономики, приоритетного развития высокотехнологичных производств, которые станут основой для повышения конкурентоспособности страны и качества жизни населения. На втором этапе (2021-2030 годы) планируется переход к сильной устойчивости развития, росту духовно-нравственных ценностей и достижению высокого качества человеческого развития на основе дальнейшего становления “зеленой” экономики, ускоренного развития высокотехнологичных производств и услуг.
Целевым критерием качества человеческого потенциала выступает индекс человеческого развития. В этой связи предстоит решить амбициозную задачу – в мировом рейтинге этого показателя войти в первые сорок стран с очень высоким уровнем человеческого развития (против 53-го места в 2013 году среди 187 стран мирового сообщества).
В качестве целевого критерия конкурентоспособности страны выступает вхождение в тридцатку лидеров по индексу экономики знаний. Критериями качественных структурных преобразований станут сокращение к 2030 году в два раза разрыва производительности труда со среднеевропейским уровнем; повышение доли высокотехнологичного наукоемкого сектора в ВВП (до 8-10% в 2030 году); снижение энергоемкости ВВП за 2016-2030 годы – на 35%.
Критерием оценки создания благоприятной бизнес-среды является 30 позиция Республики Беларусь в рейтинге Всемирного банка Doing business (против 57 позиции в отчете 2014 года).
Рост экспортного потенциала страны должен стать основой для обеспечения внешнеэкономической сбалансированности экономики и положительного сальдо платежного баланса, достаточного уровня золотовалютных резервов, устойчиво безопасного уровня внешнего долга. Критериями реализации данного приоритета являются рост доли белорусских товаров на мировом рынке и выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами.
Согласно проекту концепции, необходимы действенные механизмы экологизации национальной экономики, способствующие улучшению охраны окружающей среды и рациональному природопользованию, развитие экологического образования и совершенствование управления субъектами хозяйствования с целью повышения их ответственности за обеспечение экологической безопасности, минимизацию возможного вреда, наносимого природной среде экономической деятельностью, стимулирование их к увеличению уровня использования отходов в качестве вторичного сырья.
Ожидаемыми результатами реализации намеченных задач в контексте трех основных компонент устойчивого развития станут:
– увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 77 лет;
– рост ВВП за 2016-2030 годы в 1,5-2,0 раза;
– достижение ВВП на душу населения к 2030 году $30-39 тыс. по ППС (против 17,6 в 2013 году);
– повышение затрат на научные исследования и разработки – до 2,5% от ВВП в 2030 году;
– рост удельного веса затрат на охрану окружающей среды – до 2-3% к ВВП в 2030 году;
– сокращение объемов выбросов парниковых газов на 15% по сравнению с 1990 годом.