КГК выступает за введение административной ответственности за нарушение закона о защите прав потребителей ЖКУ

КГК выступает за введение административной ответственности за нарушение закона о защите прав потребителей ЖКУ

В Беларуси необходимо ввести административную ответственность за нарушение требований закона “О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг”. Такое мнение высказал председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон на заседании рабочей группы по изучению проблемных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве, передает корреспондент БЕЛТА.

indexНа заседании рассматривался вопрос о работе с обращениями граждан в системе жилищно-коммунального хозяйства. “Необходимо выработать предложения по ее совершенствованию. Наша задача – создать дорожную карту в работе с обращениями граждан, чтобы потребители ЖКУ могли влиять на происходящие в системе ЖКХ процессы”, – сказал глава КГК.

Как показал мониторинг письменных и устных обращений по вопросам ЖКХ, поступивших в Комитет госконтроля, по их количеству лидирует Брестская область – темп роста в 2013 году составил 155% к уровню 2012-го. Этот показатель в Гомельской области – 128,3%, Витебской – 107,5%, Минской – 102,9%, Минске – 101,9%. В Гродненской области рост числа обращений не наблюдался, а в Могилевской области он был в 2013 году ниже, чем в предыдущем – 94,1%. Впрочем, в текущем году именно из Могилевской области участились случаи обращений и в КГК, и в средства массовой информации.

C 2008 года в Беларуси (кстати, единственной из стран СНГ) действует закон “О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг”. Он был принят в целях регулирования отношений между потребителями и поставщиками этих услуг. Однако действует закон только на бумаге, о его положениях не осведомлены ни жильцы, ни организации ЖКХ. Коммунальщики руководствуются преимущественно положениями закона “Об обращениях граждан и юридических лиц”. Но между ними очень существенная разница.

Типичные жалобы людей на низкое качество услуг либо непредоставление таких услуг (отсутствие освещения в подъездах, грязь на лестничной площадке, неисправность крана и прочее) должны рассматриваться в соответствии с первым законом – как правило, в день поступления, и, что самое главное, неполадки должны быть устранены не позднее следующего дня. Что касается таких сложных проблем, как, например, течь кровли, то они должны устраняться в сроки, установленные СТБ. Закон “О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг” предусматривает и претензионную процедуру, которая может освободить потребителя ЖКУ от обязанности оплаты услуг. Однако этот закон на протяжении длительного времени не исполняется, да и вообще его наличие у большинства белорусов вызывает удивление. А коммунальщики – по неведению или умышленно – все заявки (за исключением поступивших по телефону) регистрируют и рассматривают в соответствии с законом “Об обращениях граждан и юридических лиц”. В итоге ЖЭСы и ЖРЭО получают солидную временную фору – месяц вместо суток. И тянут с исполнением элементарных заявок вроде бы как на законных основаниях.

Заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства и законности правовых актов Генеральной прокуратуры Беларуси Павел Родионов отметил, что проверки в организациях ЖКХ выявили в работе с обращениями граждан более глубокие системные нарушения и проблемы, чем в других видах деятельности, и требуется незамедлительное исправление ситуации, кардинальное изменение подходов в работе с населением.

Центральным аппаратом Минжилкомхоза и организациями ЖКХ в прошлом году рассмотрено свыше 94 тыс. обращений граждан и юрлиц. Более 50% поступивших обращений касались вопросов эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Большинство этих обращений было незаконно зарегистрировано и рассмотрено в соответствии с законом “Об обращениях граждан и юридических лиц”.

Несмотря на требование главы государства исключить формально-бумажный подход при осуществлении контроля за состоянием работы с обращениями граждан, в Минжилкомхозе отсутствует элементарный анализ поступающих от граждан вопросов, принятых по ним решений. Генпрокуратура указывает на слабый ведомственный контроль, зачастую прикрытие откровенного бездействия исполнителей, вопиющие примеры отфутболивания обращений граждан.

“Наряду с непрофессионализмом отдельных должностных лиц министерства причиной системных нарушений является нарушение требований указа №168 по оптимизации госорганов и организаций. В исполкомах отсутствуют профильные структуры управления в сфере ЖКХ, которые призваны разрешать конфликтные ситуации, – считает Павел Родионов. – Таким образом, по закону о защите прав потребителей ЖКУ люди вправе обратиться с жалобами в исполком на некачественные услуги или их неоказание, однако исполкомы не рассматривают такие жалобы – направляют их тем же предприятиям, на деятельность которых жалоба и поступила”.

Получается замкнутый круг. А Министерство торговли, которое наделено функциями контроля за исполнением законодательства о защите прав потребителей, занимает позицию стороннего наблюдателя. Александр Якобсон высказал возмущение работой Минторга в этой области и дал поручение провести внеплановую проверку.

Первый заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Александр Терехов подчеркнул, что решение многих поднимаемых в обращениях граждан вопросов относится к компетенции местных органов власти и организаций ЖКХ. “Недостаточное внимание к обращениям граждан на местах, нежелание помочь людям в решении проблем, непонимание отдельными должностными лицами важности этой работы вынуждает граждан обращаться в вышестоящие государственные органы, – сказал первый замминистра. – Негативно отражается на положении дел произвольное толкование нормативных правовых актов”.

Участники заседания высказались за введение административной ответственности за нарушения требований закона Беларуси “О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг”.

Александр Якобсон поставил задачу навести порядок с анализом обращений граждан по тематике вопросов. “Должно быть ясное видение того, где сконцентрировались самые проблемные моменты в техобслуживании, тепло- и водоснабжении, водоотведении, благоустройстве и т.д. Это позволит определить существующие тенденции и сконцентрировать внимание на ликвидации самых болезненных для людей проблем”, – подчеркнул он. По его мнению, в системе ЖКХ должна быть создана такая система работы с населением, которая бы исключила манипулирование с заявками и обращениями граждан.

Вице-премьер Анатолий Калинин считает, что Минжилкомхоз должен проводить единую политику в этом вопросе, поскольку уполномочен донести до каждого субъекта хозяйствования все правовые нормы. “Если мы не введем административную ответственность, ситуация к лучшему не изменится. Штрафы же станут эффективным стимулом для своевременного реагирования на обращения жильцов, а значит, и для улучшения качества жилищно-коммунальных услуг”, – резюмировал заместитель руководителя правительства.

Последние новости

ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко предложил поднять на качественно новый уровень сотрудничество с Эфиопией

18 мая 2024
Читать новость
ЭКОНОМИКА

Делегация Могилевской области находится с официальным визитом в Китайской Народной Республике

18 мая 2024
Читать новость
ГЛАВНОЕ

В Быховском районе мужчина получил ожоги при замене газового баллона

18 мая 2024
Читать новость
ГЛАВНОЕ

В Могилеве торжественно открыли обновленное административное здание УГАИ УВД Могилевского облисполкома.

18 мая 2024
Читать новость
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Быховщина отметила День работников физической культуры и спорта. ФОТО

18 мая 2024
Читать новость
ГЛАВНОЕ

На Быховщине проходит туристический слет школьников. ФОТО

18 мая 2024
Читать новость
ГЛАВНОЕ

За лайки на какие публикации в интернете можно получить штраф?

18 мая 2024
Читать новость
ГЛАВНОЕ

С 1 июня по 15 сентября на Быховщине пройдет специальная программа «Мак»

18 мая 2024
Читать новость
ОБЩЕСТВО

В Быховском районе определены места купания и массового отдыха у воды

18 мая 2024
Читать новость
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Быховский РЭС обеспечивает электроснабжением 18448 бытовых абонентов

18 мая 2024
Читать новость

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове начались мероприятия по проверке мобилизационной готовности территориальной обороны

7 мая 2024
Стрелка вверх
ГЛАВНОЕ

В Быховском районе подросток, нуждающийся в особых условиях воспитания, направлен в специальное учреждение

10 мая 2024
Стрелка вверх
ГЛАВНОЕ

В Быховском районе горел дом

10 мая 2024
Стрелка вверх
ГЛАВНОЕ

Огонь уничтожил четыре сарая и жилой дом в Быховском районе

16 мая 2024
Стрелка вверх
ОБЩЕСТВО

Жительницы Нижнего Новгорода почтили память своего отца и деда на Быховщине

18 мая 2024
Стрелка вверх
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

В Быхове рассмотрено уголовное дело в отношении гражданина, совершившего истязание своей сожительницы

10 мая 2024
Стрелка вверх
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Как отметят День Победы в Быхове

8 мая 2024
Стрелка вверх
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове проходит ремонт дорог

6 мая 2024
Стрелка вверх