С начала года в страну приехало больше 13,2 тысячи человек
Статистика утверждает: естественная убыль населения с января по сентябрь этого года составила 6247 человек. А вот миграционный прирост (то есть разница между теми, кто приехал в страну, и теми, кто уехал) получился больше — 7869 человек. В итоге мы все равно остались в плюсе. Таких результатов у нас не было очень давно. Обычно население с каждым годом только уменьшается. Помогли нам в этом и сокращение естественной убыли населения, и миграция.
А вот уезжать из страны белорусы стали не так активно. Если в прошлом году с января по сентябрь белорусских эмигрантов было 6836, то в этом — только 5496. А вот приехать к нам с начала года успело 13 365 человек. Фактически целый районный центр. За девять месяцев прошлого года таких было меньше, правда, всего лишь на 410 человек. Получается, главную роль в нынешнем приросте населения сыграло не то, что к нам приехало больше иностранцев, чем обычно, а то, что от нас стало уезжать меньше белорусов.
Сколько к нам приезжало иностранцев?
1995 год — 34 866 человек
2000 год — 25 943 человека
2003 год — 18 146 человек
2005 год — 13 031 человек
2007 год — 14 155 человек
2009 год — 19 892 человека
2012 год — 18 040 человек
2013 год — 13 265 человек*
* — январь — сентябрь.
По данным Белстата о международной миграции
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
«Мигранты не исправят отрицательный прирост населения на положительный»
— В настоящее время демографическая ситуация такова, что естественный отрицательный прирост населения минимален: количество родившихся увеличилось, а умерших — снизилось. Миграция вполне может его перекрыть, а значит, положительный прирост может сохраниться и до конца года, — рассуждает доктор социологических наук, профессор Людмила Шахотько. — Однако в ближайшее время естественный отрицательный прирост все равно будет увеличиваться. Связано это с тем, что в детородный возраст вступает поколение 1990-х, когда рождаемость была очень низкой, а многочисленное поколение 1950-х будет выходить на пенсию и умирать. В связи с уменьшением населения в трудоспособном возрасте Беларусь начнет испытывать дефицит трудовых ресурсов. Естественно, в первую очередь проблему нужно решать за счет повышения производительности труда и введения новых технологий, однако привлечение мигрантов — это тоже выход. Существующий сейчас дефицит мы пока еще можем покрыть собственными ресурсами.
ВОПРОС ДНЯ
А вас пугают мигранты?
Люция ЛУЩИК, телеведущая:
— На телеканале ОНТ вскоре выйдет новый проект «Вечерний Минск» — это программа о том, что происходит в нашей столице, в ней много юмора. На днях мы снимали очередной выпуск, который я завершала словами: «В наших казино играют москвичи, в университете учатся китайцы, на дискотеках танцуют турки. А белорусы тем временем смотрят «Вечерний Минск». Лично меня то, что в Беларусь приезжают мигранты, скорее веселит и радует. На мой взгляд, их количество в нашей стране разумно, поэтому пугаться нечего.
Александр МЕЖУЕВ, председатель постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности:
— Этой проблемой серьезно занимаются на всех уровнях, чтобы не повторить опыт тех стран, который мы сегодня имеем. Включая Россию в первую очередь.
Андрей РЫЖАНКОВ, маркетолог:
— На самом деле цифра не такая уж и высокая. Нужно смотреть темпы прироста миграции. Мигранты, как правило, это дешевая рабочая сила. Работа связана с тяжелым физическим трудом. А если в стране никто не хочет работать руками, то мигранты будут востребованы.
Кирилл ШУМКОВ, архитектор:
— Ну, 8 тысяч иностранцев — это не так много, особенно если учитывать, что большая часть из них не таджики-молдаване, готовые работать на стройке и подметать наши улицы. Основная часть — арабы, иранцы и китайцы, которые ходят в белорусские бары-рестораны и пользуются всеми благами, которые я, гражданин этой страны, себе позволить не могу. Они чувствуют себя здесь большими хозяевами, нежели мы, и, что самое ужасное, у них на все это есть основания.
Андрей ФИЛИПЧИК, биоинформатик центра молекулярной медицины Макса Дельбрука в Берлине:
— Я и сам в какой-то степени иммигрант, сейчас живу и работаю в Берлине. Здесь таких где-то 20%: есть целые турецкие и русские районы. В них царит своя атмосфера: ребята в «адидасе» сидят на лавочках и курят кальян, могут посвистеть вслед эмансипированной европейской девушке… Но это не Шабаны и даже не Чижовка. Я в этом никакой проблемы не вижу: мультикультурное общество — это прекрасно, если, конечно, оно «мульти» и «культурное».
Матвей ЛУКИНИЧ, менеджер риэлторской фирмы:
— Смотря какие… Например, лучшая подруга моей жены — армянка, ее семья приехала сюда еще в 90-х. Она инженер, отличный специалист, очень интеллигентный человек. Ну и эмигрантка. И все ее многочисленные родственники работают здесь — кто врачом, кто тренером, кто кондитером. Так что побольше нам таких приезжих.