ТЕМЫ

Почему молчит ребенок?

Почему молчит ребенок?

Различные речевые нарушения оказывают довольно серьезное воздействие на мыслительный процесс ребенка, негативно влияя на развитие личности в целом. В несформированном характере начинают проявляться такие черты, как тревожность, раздражительность, неуверенность, замкнутость и упрямство. Вот поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие своих маленьких сыновей и дочерей. Однако, если есть подозрение на подобное расстройство, то паниковать не следует. Необходима всего лишь профессиональная коррекция, которую у нас успешно проводят, к примеру, в ГУО «Ясли-сад №5 «Буслік» г. Быхова». Именно туда мы и отправились, чтобы обстоятельно побеседовать по этой проблеме с учителем-дефектологом Татьяной Кривоносовой.

В условиях пандемии учреждение дошкольного образования работает, строго соблюдая необходимые меры санитарной безопасности. Родителям и сторонним посетителям технический персонал позволяет переступить порог здания только при наличии медицинской маски и перчаток. А вот перемещаться через просторные комнаты яслей-сада мне разрешили, предварительно выдав бахилы для обуви. Только таким образом можно было пройти в небольшой, но уютный кабинет, где квалифицированный специалист проводила занятие с детьми. В этот раз здесь занимались двое пятилетних ребят. Еще год назад они практически не разговаривали. Верилось в это с трудом, наблюдая, как учитель вместе со своими подопечными неторопливо и терпеливо ведет диалог, а затем они напевно и четко произносили гласные и согласные звуки. Такое упражнение направлено не только на запоминание, но и на развитие мимических мышц, голосовых связок.

Татьяна Кривоносова говорит, что девочке, которая вместе с родителями проживает в нашем городе, проще посещать детский сад. А вот мальчика каждый будний день привозит рейсовым автобусом из сельской местности бабушка. Пожилая женщина очень заботится о любимом внуке, поэтому для нее это не в тягость, был бы желаемый результат. Такая забота заслуживает только похвалы и уважения.

По словам собеседницы, ясли-сад №5 — опорное учреждение в районе, где дети с речевыми нарушениями получают квалифицированную помощь. Сейчас здесь две специальные группы по 10-12 человек в каждой и одна группа интегрированного обучения и воспитания.  К счастью, говорит педагог, довольно редко приходится сталкиваться с непониманием и немотивированным упорством родителей, которые не хотят замечать проблемы с речью своего ребенка и отказывают в его переводе в одну из таких групп. Почему-то некоторые мамы и папы при поступлении подобного предложения испытывают некую неловкость и даже раздражение. Но, как показывает практика, необоснованные амбиции взрослых только усугубляют ситуацию.

Вместе с тем, многие родители часто интересуются причинами возникновения недуга детей, который в профессиональной среде называют общим недоразвитием речи. Татьяна Александровна поясняет: виной могут послужить различные обстоятельства. Например, наследственная предрасположенность, внутриутробная патология плода, заболевания, перенесенные ребенком в впервые годы жизни, психологические травмы, неблагоприятные социально-бытовые условия. Подробный сбор информации со слов родителей также необходим дефектологам, чтобы правильно выбрать образовательный маршрут для каждого ребенка.

Педагог подчеркивает: коррекционно-развивающая работа с детьми является длительным и трудоемким процессом, и он должен начинаться с 3-4 лет. Практически каждой семье важно уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности. Желательно также, чтобы малыши меньше смотрели телевизор, не использовали для игр компьютеры, планшеты, мобильные телефоны. А если уж смотрят и используют, то под контролем взрослых и в разумных пределах.

— В нашей группе создается эмоционально благоприятная обстановка, способствующая раскрепощению детей, укреплению их веры в собственные возможности, возникновению у ребят потребности в общении со взрослыми и сверстниками. А работа носит исключительно коррекционный характер. При этом использую различные методы: практические, наглядные, словесные. Ведь многое зависит от возрастных и психологических особенностей ребенка. Например, на своих занятиях я часто использую метод «Биоэнергопластики», который подразумевает сопряженную работу кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Что касается детей с тяжелыми нарушениями речи, то обучение для них проводится на основе познания окружающего мира, — раскрывает профессиональный секрет учитель-дефектолог с почти тридцатилетним стажем педагогической деятельности.

После окончания в Могилеве тогда еще педучилища она долго работала учителем начальных классов в сельских учреждениях образования Быховщины. А сейчас вот уже одиннадцать лет занимается исправлением речи детей, освоив новую специальность в Московском психолого-социальном университете. И свой выбор считает правильным, ибо за четыре насыщенных занятиями учебных года многому научилась. Подтверждением тому служат грамоты и дипломы за призовые места в районных конкурсах профессионального мастерства.

Татьяна Кривоносова скорее считает себя не дефектологом — специалистом широкого профиля, использующим в своей деятельности разнообразные методики, а логопедом, который занимается речевыми проблемами детей вне зависимости от возраста. Она регулярно проходит повышение квалификации. Недавно вернулась из Минска, где в течение недели знакомилась с новшествами специального образования, которые будет применять на практике.

Татьяна Александровна не скрывает, что работа у нее хоть и тяжелая, но очень интересная. Довольно часто с ней при личной встрече и по телефону консультируются родители, в том числе и те, чьи дети уже ходят в школу. Прогуливаясь по улицам города, невольно обращает внимание на особенности речи окружающих ее людей, мгновенно улавливая на слух малейшее нечистое произношение звуков «л» и «р». И в такие моменты она мысленно обращается к человеку с пожеланием начать учиться говорить языком, а не голосовыми связками.

Комментарий специалиста

Светлана Левицкая,

методист ГУО «Быховский районный учебно-методический кабинет»:

— Ежегодно в январе и сентябре актуализируется банк данных детей с особенностями психофизического развития. На сегодняшний день таких 480 ребят, из них 76% имеют нарушения речи.

В нашем районе открыты 8 групп интегрированного обучения и воспитания и 3 специальные группы, которые посещают обучающиеся, имеющие тяжелые нарушения речи.

Воспитанники же с легкими нарушениями развития речи необходимую помощь получают в пунктах коррекционно-педагогической помощи, работа которых организована на базе школ города, яслей-садов и учебно-педагогических комплексов. 

Учителями-дефектологами (логопедами) проводятся коррекционные занятия индивидуально, с группой или подгруппой детей. Периодичность их посещения определяется индивидуальными особенностями ребенка, характером речевого нарушения. Образовательный процесс ориентирован на коррекцию нарушений.

Сергей ЛЕВЧЕНКО.

Последние новости

КАЛЕЙДОСКОП

С 15 мая в белорусских лесах открывается сезон охоты на косулю

13 мая 2025
Читать новость
ТЕХНОЛОГИИ

Компания Google впервые за 10 лет обновила логотип

13 мая 2025
Читать новость
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Лесхоз информирует. Лес – это не парк!

13 мая 2025
Читать новость
В МИРЕ

Песков: Россия продолжает готовиться к переговорам в Стамбуле

13 мая 2025
Читать новость
ГЛАВНОЕ

Два сердца, одна судьба: семья Монтик на службе и дома

13 мая 2025
Читать новость
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

С 2025 года в программу диспансеризации взрослого населения Беларуси включены важные обследования против рака

13 мая 2025
Читать новость

Архивы

Рекомендуем