Современный облик репетитора

Пожалуй, все родители, чьи дети ходят в школу, сталкиваются с ситуацией: с началом учебного года домашнее задание становится делом всей семьи. В помощь идут все инновационные технологии. Привлечены все родственники со здоровой нервной системой. Дядя по «скайпу» по-могает решать математику, бабушка объясняет русский…
Но всегда наступает момент, когда запаса «взрослых знаний» по школьной программе явно не хватает. А значит, пришло время серьезно подумать, как помочь своему ребенку. Нанять репетитора или прибегнуть к дополнительным платным занятиям в школе?
Несмотря на то, что дополнительные платные образовательные услуги в Беларуси существуют уже более 10 лет, интерес к ним проявился только в последние годы. До сих пор каждый 11-й ученик страны посещает репетитора, отвергая дополнительные уроки со своими учителями. Между тем каждый родитель имеет возможность выбрать репетитора для своего ребенка из педагогического коллектива школы. Стоимость академического часа составляет 4 рубля 80 копеек.
Договор между преподавателем, родителями и отделом образования заключается на месяц, в нем же оговаривается количество посещений. Помимо индивидуальных, существуют также дополнительные занятия по школьным предметам. Их цена – 60 копеек за урок, но они являются групповыми.
– Платные образовательные услуги – хорошая задумка, – считает директор ГУО “Гимназия г. Быхова” Людмила Ершова. – К сожалению, у нас все еще много педагогов, которые занимаются репетиторством, так сказать, недобросовестно. Они не платят налоги, не несут ответственности за результаты ЦТ, работают в «тени». Есть, конечно, репетиторы честные: оформляются по закону, заключают договоры с родителями, но и услуги стоят довольно дорого. Так почему не доверить подготовку школьному учителю?
Долгое время этот вопрос был риторическим. Родители настороженно роптали: учителя будут намеренно «халтурить» на уроках, дабы привлечь как можно больше детей к платным занятиям. Но сегодня ситуация изменилась. Многие мамы и папы пользуются исключительно услугами репетиторов из числа «родных педагогов». Об этом свидетельствуют и цифры. К примеру, в гимназии заключено 15 договоров на индивидуальное обучение, а дополнительными занятиями по школьным предметам охвачены 98% учащихся.
– Мне, как руководителю, надо по определению мыслить государственными масштабами, – продолжает Людмила Яковлевна. – И если так мыслить, то дополнительное образование должно быть очень широким. А это, конечно, требует и больших финансовых затрат. Многие могут мне в противовес сказать: «Вот раньше без всего этого учили!» Но раньше не было таких школьных программ, не было такого поля информации, жесткой конкуренции. Цивилизация была совсем другой.
Мнение родителей
Ольга, мать одиннадцатиклассника: «Если мы говорим о платных услугах, отчасти они имеют право на жизнь. В прошлом году мы попробовали заниматься индивидуально со школьным преподавателем. Меня устраивает, что дополнительные занятия проходят в стенах школы, я спокойна. Сыну нравится. Результат мы заметили, пусть не сразу, но сегодня он очевиден. К тому же мы гонимся не за баллами, а за знаниями».
Алексей, отец восьмиклассника: «Рано или поздно рынок все равно пришел бы в школу. Оглядываясь на европейские страны, понимаешь, что достойное образование там – непозволительная роскошь. Поэтому к дополнительным платным образовательным услугам я отношусь спокойно».
Все мы хотим дать своим детям лучшее. И образование в том числе. Чем ближе выпускной класс, тем больше тревожных мыслей о том, все ли сделано по максимуму для завершения обучения в школе и подготовки к поступлению в вуз? Этот самый «максимум» определяет для себя каждый родитель самостоятельно. Потому и результаты разные: и в школе, и в жизни.
Юлия МЫЧКА.