Террористы приговорены к смерти (фото, инфографика)

Верховным судом Беларуси фигуранты дела о терактах в Минске и Витебске — Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев — 30 ноября были признаны виновными и приговорены к смертной казни (расстрелу).

Исключительная мера наказания назначена в связи с самым кровавым эпизодом — взрывом в минском метро, который квалифицирован для Коновалова по ч.3 ст.289 («Терроризм») УК Беларуси, а для Ковалева — по ч.6 ст.16 и ч.3 ст.289 («Пособничество в терроризме»).

Взрыв, прогремевший в столичной подземке 11 апреля 2011 года, унес жизни 15 человек. Многие другие пассажиры получили ранения различной степени тяжести. Общий ущерб оценен более чем в Br2 млрд.

Признана вина фигурантов дела и по ряду других эпизодов. Так, Коновалов в 2003 году установил недалеко от своего дома растяжку с взрывпакетом. На нее наступил подросток, который был кратковременно оглушен. Эксперименты с растяжками (на сей раз поджигающими) продолжились вблизи станции Гришаны осенью 2004 года.

Дмитрий Коновалов был признан виновным и в том, что 14 сентября 2005 года недалеко от остановки общественного транспорта в центре Витебска установил изготовленное им взрывное устройство, от подрыва которого пострадали два человека. Кроме того, суд признал Дмитрия Коновалова виновным в совершении взрыва в центре Витебска возле летнего кафе 22 сентября 2005 года. В результате этого теракта был ранен 51 человек.

В обоих случаях в качестве корпусов для взрывных устройств были использованы жестяные банки из-под напитков, которые одновременно выполняли и маскировочную функцию. Шурупы с места взрыва 22 сентября, использованные в качестве поражающих элементов, имеют общую родовую принадлежность с шурупами, изъятыми из подвала Коновалова. Куски припоя, найденные на месте происшествия и изъятые из ран пострадавших, идентичны припою, найденному у Коновалова в ходе следствия.

Коновалов виновен и в теракте, произошедшем в ночь с 3 на 4 июля 2008 года в центре Минска. От взрыва одного из устройств пострадали десятки человек, а другое не сработало и было обезврежено саперами. В приговоре упоминается, что на элементах неразорвавшейся бомбы найдены несколько отпечатков пальцев Коновалова и клетки его эпителия. В устройствах 2008 года были применены аналогичные электрические схемы, элементы питания, использована изолента из одной и той же катушки. Корпусами служили пакеты из-под сока.

Владислав Ковалев, помимо пособничества взрыву в метро, был признан виновным в том, что не сообщил в правоохранительные органы, что взрывы 2005 и 2008 годов совершил Коновалов. Как сказано в приговоре, в 2008 году Ковалев мог сообщить о готовящемся преступлении заранее. Эти пункты квалифицированы по ст.406 «Недонесение о преступлении».

Оглашение приговора длилось более четырех часов с одним часовым перерывом. По просьбе одного из потерпевших приговор был зачитан в полном объеме. Его текст составил свыше 100 страниц.

Потерпевшие во время взрыва в минском метро 11 апреля считают приговор Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву справедливым. Такое мнение они высказали телеканалу СТВ прямо в здании суда.

«Не хочется быть жестоким, но что тут говорить. Даже смертная казнь для них легкая смерть», — считает один из потерпевших.

«Я хотел бы, чтобы им вышка была и все. Мы, старшее поколение, которое воевало, считаем, что о другом приговоре даже и речи не может быть. Столько людей погибло, а сколько раненых. Моего друга разорвало наполовину», — высказал свое мнение пожилой мужчина.

«Хорошо, что у нас оставили смертную казнь», — резюмировал еще один потерпевший.

После вынесения приговора стало возможным обнародование следственных материалов. Белорусское телевидение в вечернем эфире впервые показало снятое в ходе следствия видео, на котором Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев признают свою вину. В частности, канал «Беларусь 1» продемонстрировал выдержки из видеозаписей допроса Коновалова 13 апреля, а также очной ставки Ковалева и Коновалова.

На видео допроса 13 апреля Коновалов спокойно отвечает на вопрос по поводу того, что ему известно о теракте 11 апреля: «То, что это я сделал». Он признался, что принес в метро сумку со взрывным устройством, которую поставил у скамейки на «Октябрьской».

На вопрос следователя о том, зачем было нужно такое большое по размерам взрывное устройство, Дмитрий сказал на допросе: «Для максимального поражающего эффекта». Когда его спросили, хотел ли он убить больше людей, Коновалов немного помолчал, вздохнул и сказал: «Да».

Коновалова спросили, помещал ли он в бомбу поражающие элементы. «Да. Шарики, рубленую арматуру, гвозди», — последовал короткий ответ Дмитрия. Также на допросе он подтвердил, что сначала ездил на «Октябрьскую» для разведки: «Там прошелся (по станции. — Прим. БЕЛТА), выбрал цель, поехал обратно». Узловая станция была выбрана Коноваловым неслучайно. «Потому что там большое скопление людей», — пояснил он на допросе.

Основной фигурант дела рассказал и о своих действиях непосредственно перед взрывом 11 апреля на станции: «Прошелся, оценил ситуацию… Сел на скамейку. Рядом поставил сумку. Посидел минуты четыре и пошел…» Через некоторое время он привел в действие бомбу, стоя на входе в переходной тоннель.

Ковалев же, на очной ставке в присутствии адвокатов (это видно на видео), вспомнил, что 10 апреля встречал Коновалова на вокзале в Минске. У последнего была темная спортивная сумка. Владислав решил помочь донести эту сумку и вскинул ее на плечо. «Дмитрий сказал, чтобы я был аккуратней… Сказал, что там взрывное устройство…» Ковалев подтвердил, что эту сумку они несли вместе.

Рассказал он и о том, как Коновалов на съемной квартире в Минске показывал пластмассовый пульт от бомбы: «Он (Дмитрий Коновалов. — Прим. БЕЛТА) объяснил, что это пульт, который должен служить для… Ну, он запускает взрывное устройство». Затем Владислав рассказал, что видел содержимое сумки: «Дмитрий открыл один край сумки. Оттуда торчали провода…, мыльница с кнопкой, лампочка и будильник, пластмассовый, черный. Насчет часов он пояснил, что это служит для страховки. Кнопка на мыльнице включает всю цепь…».

Владислав на очной ставке перечислил преступления, которые, по его же словам, совершил Коновалов. «Это взрывы в подъездах, в том числе с моим участием, поджоги в подъездах, взрывы в центре города в Витебске и Минске, попытка пустить под откос поезд, поджог микроавтобуса, взрывы с использованием горючих веществ…». Ковалев отметил, что Коновалов сообщил ему о том, что у него сняли отпечатки пальцев, 9 апреля. «Он боялся, что сразу же сверят с базой (с отпечатками на элементах неразорвавшейся в 2008 году бомбе. — Прим. БЕЛТА) и начнут искать, задержат», — пояснил Владислав.

Приговор, вынесенный Верховным судом террористам, окончательный, обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит. Осужденные могут только направить Президенту Беларуси прошение о помиловании.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Потерпевшие:

«Не хочется быть жестоким, но что тут говорить. Даже смертная казнь для них легкая смерть».

«Я хотел бы, чтобы им вышка была и все. Мы, старшее поколение, которое воевало, считаем, что о другом приговоре даже и речи не может быть. Столько людей погибло, а сколько раненых. Моего друга разорвало наполовину».

«Я считаю смертную казнь для террористов заслуженной. Столько людей положить и остаться безнаказанными? Люди тогда вообще возмутятся, нет правосудия тогда».

«Хорошо, что у нас оставили смертную казнь».

Гособвинитель Алексей Стук:

«И обвинение, и суд едины в позиции, что лица, совершившие эти ужасающие преступления (теракты 2005, 2008 и 2011 годов), конечно, каждый со своей долей участия, в силу тяжести этих общественно опасных преступлений, признаны исключительно опасными для общества. И этим обусловлена мера наказания, которую определил суд».

Председатель Союза писателей Беларуси, председатель Общественного совета по нравственности Николай Чергинец:

«При принятии решений суд опирается на Конституцию и белорусские законы, поэтому обсуждению приговоры не подлежат. Нужно четко понимать: закон есть закон, и каждый должен ответить перед судом за совершенные противоправные действия, тем более — за убийства».

Посол Российской Федерации в Беларуси Александр Суриков:

«Мы всегда любим говорить о темных пятнах в любых процессах. С каких позиций не рассматривай, все равно найдется темное пятно. А вы спросите людей на улице — вам же все ответят сразу. Общество, и белорусское, и российское, если провести нормальный опрос, скажет, что в случае особых преступлений против людей и общества главное, что должно быть, это смертная казнь. И это будет голос большинства».

Последние новости

ГЛАВНОЕ

В Быхове отметили 108-летие Октябрьской революции. ФОТО+ВИДЕО

7 ноября 2025
Читать новость
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Председатель райисполкома Александр Киселёв поздравил быховчан с Днем Октябрьской революции

7 ноября 2025
Читать новость
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Поздравление с Днём Октябрьской революции от руководства Могилевской области

7 ноября 2025
Читать новость
ПРЕЗИДЕНТ

День трудовых достижений и важных открытий. Лукашенко подчеркнул созидательный смысл праздника 7 ноября

7 ноября 2025
Читать новость
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В деревне Годылёво торжественно открыты новейшие очистные сооружения

6 ноября 2025
Читать новость
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Сегодня на МТК Мокрое КУП «Мокрянский АГРО» проходит санитарный день. ФОТОФАКТ

6 ноября 2025
Читать новость

Архивы

Рекомендуем