Экспертиза маркировочных обозначений – что нужно знать автовладельцам

Экспертиза идентификационных маркировочных обозначений транспортных средств остается очень востребованной. Она решает такие диагностические задачи, как установление факта изменения идентификационных маркировочных обозначений транспортных средств и установление первоначального содержания в случае изменений маркировки. Эксперты исследуют различные маркируемые транспортные средства: прицепы (платформенные, лодочные, полуприцепы), мотоциклы (квадроциклы, мопеды), грузовые и легковые автомобили, сельскохозяйственную технику и так далее. Могут исследоваться отдельно идентификационные маркировочные обозначения узлов и агрегатов транспортных средств, будь то двигатель или коробка переключения передач.
Вот несколько положительных примеров из практики судебных экспертов г. Могилева.
При постановке на учет автомобиля «TOYOTA RAV4», ввезенного на территорию Республики Беларусь из приграничной страны, у сотрудников ГАИ появились сомнения относительно подлинности маркировки, и автомобиль направили на экспертизу. Сомнения подтвердились: судебные эксперты установили факт изменения идентификационного номера и дополнительных источников информации, содержащих данный номер (заводские таблички изготовлены не в соответствии с технологией изготовителя). Результаты экспертизы позволили потенциальному покупателю принять верное решение и избежать дальнейших проблем с данным авто, ведь, скорее всего, оно имеет криминальное прошлое.
Следует иметь в виду, что постоянно растет информированность и совершенствуется «мастерство» злоумышленников, изменяющих маркировки транспортных средств и их агрегатов. В подпольном производстве участвуют профессиональные специалисты по окраске кузовов, слесари, жестянщики, фрезеровщики и другие. Поэтому в вопросах подлинности маркировочных обозначений требуется профессиональная помощь экспертов, обладающих высоким уровнем подготовки.



Другая проблема – уничтожение идентификационного номера коррозией в результате длительной эксплуатации и воздействия факторов окружающей среды. Это стало препятствием для постановки на учет «VOLKSWAGEN LT35» гражданином, который приобрел его на территории нашего государства. В ходе экспертизы с применением специальных химических растворов и реактивов эксперты полностью установили содержание первоначального идентификационного номера автомобиля, что позволило автовладельцу совершить регистрационные действия.
Эксперты категорически не рекомендуют собственноручно проводить какие-либо манипуляции и осуществлять воздействие на маркировочные обозначения, заводские таблички и прочие носители идентификационных маркировок до проведения экспертизы. Необходимо избегать лазерной очистки, механического воздействия, проведения сварочных и других кузовных работ. Это может затруднить полноту и объективность восприятия экспертом состояния идентификационных маркировочных обозначений. Зачастую необходимо предварительно произвести демонтаж панелей и деталей транспортного средства, которые могут затруднять или исключать полноценное экспертное исследование.

Василий ТЕНЬКОВ, вриод начальника Быховского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь