Не стать жертвой афериста: как защитить пенсионеров от мошенников?

На сегодняшний день мошенничества являются одним из распространенных видов преступлений. Все больше людей становятся жертвами хитроумных схем, в том числе в сети Интернет. Наиболее уязвимыми по-прежнему остаются люди пожилого возраста. Пользуясь их доверчивостью, злоумышленники, представляясь работниками различных социальных учреждений, благотворительных фондов или жилищно-коммунальных служб, вводят их в заблуждение и лишают денег.
Так, в оперативно-дежурную службу Ленинского РУВД г. Могилева с заявлением обратилась 66-летняя местная жительница, которая едва не стала жертвой мошенника. Схема преступного обогащения осталась той же: в одном из мессенджеров злоумышленники в ходе телефонной беседы представились сотрудниками милиции, после чего стали вынуждать женщину оформить на свое имя кредит в одном из банков города. Однако, почти взяв на себя обязательства по кредиту в размере около 4000 белорусских рублей, женщина все-таки засомневалась и обратилась за помощью в милицию.
Еще одна 61-летняя могилевчанка лишилась денежных средств в размере около 4500 долларов США, после того, как ее обманул предприимчивый незнакомец. Последний, представившись сотрудником милиции, сообщил женщине, что ее родственник попал в беду, и предложил ей помочь мужчине: заплатить деньги за освобождение. Перепуганная пенсионерка встретила курьера, который забрал иностранную валюту, пообещав, что все возникшие вопросы будут сняты. Пообщавшись через некоторое время с якобы попавшим в неприятную историю родственником, женщина убедилась, что ее обманули.
В своей доверчивости еще одна 60-летняя могилевчанка оформила на себя пять кредитов в различных банках города на общую сумму около 25000 белорусских рублей, которые после перевела на указанный мошенниками счет. Женщина поверила, что неизвестный, представившись сотрудником банка в одном из мессенджеров телефона, хочет ей помочь, но доверчивость обошлась ей дорого: получив деньги, незнакомец исчез.
Чтобы не стать жертвой аферистов, необходимо обратить внимание на ситуации, которые должны настораживать. Кроме того, обязательно расскажите о правилах безопасности своим пожилым родственникам, постоянно напоминайте им об этом.
Перед тем, как открыть дверь незнакомцу, позвоните в названную им организацию и уточните, работает ли у них такой человек, и направляли ли его к вам. Социальный работник не может прийти к вам без постановки вас на учет в организации социального обслуживания и заключенного с вами договора о предоставлении социальных услуг. Поэтому открывать дверь каждому, кто назвался социальным работником, не нужно.
Выплаты и доставка на дом пенсий пенсионерам осуществляются уполномоченными на это органами и организациями (почта, банк и т.д.). Социальные работники могут получать и приносить пенсию только по выданной доверенности. Обмен (размен) денег кроме как в кредитном или ином, уполномоченном на операции с денежными средствами учреждении, проводиться не может! Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются пожилым людям на основании поданного ими заявления в органы и учреждения социальной защиты населения по месту жительства, индивидуальной программы предоставления социальных услуг и договора о предоставлении социальных услуг. За получателем социальных услуг закрепляется социальный работник, имеющий служебное удостоверение, устанавливается график посещения – дни недели и часы посещения, выдается памятка с контактными телефонами должностных лиц организаций социального обслуживания или управления социальной защиты населения.
Неожиданных приходов социальных работников не может быть! Незнакомые люди представляются слесарями, электриками или представителями сферы обслуживания и под предлогом проведения акции бесплатно предлагают провести проверку установленного в квартире оборудования или водопровода. Проверка соответствующими службами проводится только после официального оповещения жителей дома. Поэтому в такой ситуации необходимо быть предельно бдительными и осторожными:
– не открывайте дверь незнакомцам;
– не впускайте в квартиру посторонних, сотрудников ремонтных служб или представителей ЖЭС, если вы их не вызывали;
– до покупки любой техники или препаратов, особенно дорогостоящих, обязательно посоветуйтесь с лечащим врачом и родственниками;
– во всех случаях, когда к вам пришли незнакомые люди, сообщайте об этом своим родным и близким.
Рекомендации пожилым гражданам, а также их близким и родственникам:
– Не принимать звонки с неизвестных вам номеров (даже если при этом абонент представляется близким родственником);
– Если вы все же уже взяли телефонную трубку, необходимо тщательно проверить предоставляемую вам информацию, не поддаваться эмоциям и не паниковать. Перезвоните родственнику на телефон, с которого он уже звонил вам ранее, еще раз уточните у него детали случившегося. Если близкий человек недоумевает, что произошло, значит звонок поступил от постороннего человека, которому ни в коем случае нельзя доверять;
– Не соглашайтесь на сделки с участием третьих лиц: помощь в передаче денежных средств курьерам, которые якобы «отдадут» их вашим родственникам, попавшим в беду – будь то участие в дорожно-транспортном происшествии или погашение долга;
Все эти простые правила помогут вам не стать потенциальной жертвой мошенников, а также сберечь свои денежные средства! О фактах произошедшего мошенничества или попытках вас обмануть необходимо сразу же сообщать в правоохранительные органы по телефону «102».