Директор «Славянского базара в Витебске» Родион Басс рассказал на какие хитрости шел ради любви и как будущая супруга назначила его мужем
 На удивление, Родион Басс согласился поговорить о личной жизни с первого раза. Возможно, потому что предложение ему сделала супруга, которую мой звонок застал в дирекции «Славянского базара» в Витебске». Мало кто знает, что Ольга Васильевна — правая рука и верный соратник Родиона Михайловича, который вот уже третий десяток лет рулит нашим главным фестивалем искусств.
На удивление, Родион Басс согласился поговорить о личной жизни с первого раза. Возможно, потому что предложение ему сделала супруга, которую мой звонок застал в дирекции «Славянского базара» в Витебске». Мало кто знает, что Ольга Васильевна — правая рука и верный соратник Родиона Михайловича, который вот уже третий десяток лет рулит нашим главным фестивалем искусств.
| 
 | 
Нынешний год для семьи Басса юбилейный: Родиону Михайловичу осенью исполнится 60, отпразднует юбилей Ольга Васильевна и дочь Екатерина, а сыну Герману 17 июля будет 16. Но главная дата для семьи — 20 лет, как пара решила быть вместе.
Присматривались друг к другу долго — восемь лет. С тех пор как в 84-м симпатичная выпускница училища культуры и искусства пришла устраиваться на работу в Витебский городской Дом культуры. Родион Михайлович уже тогда был начальником, и новенькая привлекла его не только знанием дела, но и эффектной внешностью.
— Я понимала, что нравлюсь, но вида не подавала. У нас же разница в возрасте 10 лет!
— В наше время это смешная цифра! — не могу сдержать эмоций.
— Но он в тридцать был опытным руководителем и взрослым мужчиной, а у меня в двадцать все только начиналось. Я радовалась, понимая, что вся жизнь впереди!
К тому же он не был мужчиной моей мечты. Женатый директор с ребенком — не мой вариант, — улыбается Ольга Васильевна, приглашая в комнату переговоров напротив кабинета директора. Пока Родион Михайлович занят, мы по-женски секретничаем. — Я тогда понимала, что могу ненароком разрушить что-то важное. Почему я должна разрушать чей-то замок, чьи-то стены? Я ведь могу обойти его стороной и пойти своей дорогой. Хотя, как видим, пошла своей дорогой, а она все равно кругом привела обратно…
| 
 | 
«Я не хотела разрушать семью и сбежала…»
— У нас вообще не было конфетно-букетного периода, — появляется в дверях эффектный босс — в сиреневой рубашке, лиловом галстуке да в модном пиджаке со стильными заплатками на локтях Родион Михайлович ну вылитый денди! Под стать супруге в элегантном черном платье и пронзительно алом шарфике. — У нас были долгие годы ожидания…
Решив, что роман с женатым мужчиной неприемлем для нее ни в каком виде, Ольга быстренько поступила в институт и уехала в Ленинград. Следующие пять лет девушка жила своей жизнью и по Родиону не страдала.
— Я училась в институте, работала и даже успела сходить замуж. А он все эти годы, как я потом поняла, принимал самое важное для себя решение и ждал…
| 
 | 
— Получается, что я добивался этой женщины годами, хоть виделись мы нечасто. А в 1990 году купил букет цветов, сел в поезд и отправился в Ленинград делать предложение. С первой женой мы уже не жили вместе, но брак еще не расторгли. И хитрость была в том, что я пригласил Ольгу снова к нам на работу. Я вручил ей официальное письмо с предложением должности в Дирекции фестивалей, которая тогда только организовывалась. И это сработало. Хотя, скорее, это было предложение по жизни. Личное предложение было делать неудобно, переживал: вдруг откажет?
Женская интуиция подсказала, что, принимая рабочее приглашение, Ольга берет на себя и личные обязательства.
— Я все понимала. Но про личное он не спрашивал, я и не отвечала, — улыбается супруга. — Что покорило? Постоянство его чувств, которые он пронес через многие годы.
— А еще я прислал за ней в Ленинград служебную «Чайку», — довольно улыбается Родион Михайлович. — У нас в хозяйстве была старенькая «Чайка», которая обслуживала свадьбы. Единственный раз позволил себе воспользоваться служебным положением и уговорил водителя ехать в Питер. Тот все боялся: «Не доеду, развалится по дороге…» «Давай хоть как!»
— А я и не в курсе по поводу старой «Чайки». Нормально она ехала! — смеется супруга.
— Хорошо, что вам не пришлось делать предложение сейчас — невеста могла бы и испугаться, глядя на вашу перекрашенную старенькую «Волгу», — вспомнила «Комсомолка» про служебное авто, которое вот уже 17 лет возит директора «Славянского базара».
Супруги уверяют, что притираться и перевоспитывать друг друга не пришлось.
— Ольга полностью посвятила себя мне и работе. Она все время уступала…
— Я «тень отца Гамлета», — улыбается Ольга Васильевна, поясняя, что многие, приезжая на «Славянский базар» несколько лет подряд, так и не знают, что Ольга Васильевна еще и супруга. Неудивительно, что непосвященные и не догадываются о том, что правая рука директора «Славянского базара» — его жена.
| 
 | 
— Иногда полезно понаблюдать за ситуацией со стороны, а потом дать дельный совет…
— Право поучать меня и давать советы в грубой форме дано только Ольге Васильевне, — отшучивается Родион Михайлович.
Некоторые, прознав секрет, пытались наладить контакт с Бассом через супругу.
— Звонили, просили: «Войдите в положение, замолвите словечко, вы же жена…». Но тут я непреклонна: «Я жена после шести вечера».
«Главное слово в браке — сотрудничество»
Всем известно, что лучший способ избежать семейной ссоры — не доводить до конфликта. Но с кем не бывает!
— И кто же первый идет на примирение?
— Он, нет, она! — наперебой смеются супруги.
— Ольга просто не доводит до ссор. Знает, что я ценю в женщине доброту и отзывчивость, а вот истерик не терплю… — категоричен Родион Михайлович.
— Да и я не хочу такой жизни, чтобы ругаться и разбегаться по углам. Ну, можем помолчать вечером или с утра, но к обеду обязательно разговоримся. У нас нет возможности молчать. Дома можешь надуться, как мышь на крупу, а на работе надо же докладывать обстановку!
Он очень горячий и любые ситуации воспринимает через поток эмоций. Но они не всегда попадают точно в цель. Хотя по знаку зодиака Стрелец и почти не ошибается. Но первые эмоции могут подвести. Я же, наоборот, — Дева, твердо стою на земле и все анализирую, подчиняю причинно-следственным связям, складываю пазл. По сути дела его эмоции и мои рассуждения дополняют друг друга.
— Тем более что Ольга почти всегда права.
— Он прислушивается к разумным советам, у него нет комплекса Наполеона. Нет нужды подпрыгивать, он самодостаточный.
| 
 | 
— У меня не было карьерной лестницы: я все время руководил городским Домом культуры. Почти 35 лет работаю в одной и той же должности, — в очередной раз сбивается на работу Родион Михайлович, который готов, не переставая, говорить на тему культуры. Про новый оперный театр, фестивали Башмета и Спивакова, чьи концерты в последние годы украшают репертуар белорусской столицы. Про артистов и белорусский шоу-бизнес. Бывало, пройдется по персоналиям — мало не покажется. За это его и побаиваются, и любят: за прямоту и честность.
— Хотели приурочить к весенним праздникам классический концерт — инициативу не поддержали, — переживает Басс. — Попсу подавай…
— Это легкая, доступная и понятная массовая культура, — в который раз, будто адвокат, сглаживает углы Ольга Васильевна. И супруги, смеясь, тут же подтверждают мою догадку: «Мы — единство и борьба противоположностей!»
— Вот уж действительно — у вас год за два: и дома рядом, и на работе вместе!
— Можно даже год за четыре (смеются)!..
— Вы не спешили в загс за штампом, хотя принято считать, что женщине хочется быть именно женой, иначе…
— Иначе — я свободная счастливая женщина (смеемся). Я не собственница, мне не хотелось захомутать и держать под юбкой. И не хочется, чтобы кто-то держал в охапке меня: мол, туда не ходи, эта твоя подруга — дура, а с ней не общайся. Для меня самое главное слово по жизни — сотрудничество. В том числе и в семье. Оно важнее, чем принадлежность кому бы то ни было.
— А если действительно, ну не стоит туда ходить?
— Я-то скажу: «Подумай!», но она все равно сделает по-своему, — улыбается Родион Михайлович.
«Она назначила меня мужем»
— Поклонницы? Да пожалуйста! Я всегда знала, что рядом с ним должна быть достойная его женщина. Найдет такую — не буду удерживать… — удивляет позицией Ольга Васильевна.
— Она не боится, знает, что достойнее ее нет, — успокаивает меня Басс.
| 
 | 
— Но ведь вокруг Родиона Михайловича каждое лето — молодые, красивые, звездные! Не дай Бог возьмут да уведут?
— Но не все вокруг хищницы. Не все хотят забрать. И слава Богу, что он нравится, я ж не могу это запретить…
— А вдруг на эмоции наложится возрастное «бес в ребро»? По-всякому ведь бывает…
— Ну и что? По данным Всемирной организации здравоохранения — любовь, как чувство, признано заболеванием. Поэтому мы стараемся не болеть, — то ли в шутку, то ли всерьез резюмирует мудрая супруга.
— У вас замечательная жена! Другое дело, что подобная мудрость зачастую выстрадана временем.
— Не могу ответить. Замечу лишь, что в 16 лет я вообще не хотела замуж, думала: схожу в 24. В 24 решила: «Что? Мне это надо? Подожду до 30». А 30 такой замечательный возраст! И зачем мне эта обуза? Но потом я подумала: может, это и не обязательно, но детей иметь надо — это точно. Попробую…
— И назначила меня мужем, — смеется Родион Михайлович и тут же признается: — У нас было очень романтическое зачатие сына! Это произошло не на земле… в море. Мы отправились в круиз, на борту лайнера проходил фестиваль. Красивейшее я вам скажу место — Босфорский пролив!
— Немножко не угадали по времени, — улыбается Ольга Васильевна, поясняя, что Герман родился 17 июля — в день закрытия «Славянского базара». — С тех пор каждый год день рождения ребенка приходится на фестиваль.
— А почему все-таки так долго не расписывались: решили быть вместе в 92-м, а до загса добрались лишь в 96-м?
— Да мы бы и сейчас жили без штампа, но надо было сына оформить, — улыбается супруга, рассказывая, как они заявились в загс с месячным Германом: — Пришли между кормлениями. Одним махом и сына зарегистрировали, и расписались…
Молодые обошлись и без свадьбы: ни тебе торжеств, ни даже… обручальных колец! И довольные супруги, смеясь, показывают свободные от украшений пальцы. Разве в этом счастье? А на прощание делятся семейным секретом.
| 
 | 
— Одну пожилую пару, прожившую 60 лет вместе, спросили: «Как вам удалось так долго быть вместе?» «Понимаете, мы родились и выросли в те времена, когда сломавшиеся вещи чинили, а не выкидывали». Вот это и наша формула любви.
ДОСЬЕ «КП»
Родион БАСС — 59 лет, родился в Витебске. Продюсер, режиссер. Заслуженный деятель культуры Республики Беларусь. Директор фестивалей, директор Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске», генеральный директор «Центра культуры «ВИТЕБСК», вице-президент FIDOF.






