Крылья штурмана Юрия Введенского

imagesЯ очень люблю знакомиться с интересными, неординарными людьми. Очередного собеседника подсказал Михаил Трухачев, майор военно-морской авиации в отставке. И вот мы с Михаилом Яковлевичем в гостях у заслуженного штурмана  военно-морской авиации полковника Юрия Николаевича Введенского, который угощает нас чаем и рассказывает…

–  Вот река, – он рисует на ли­сте бумаги русло и показывает стрелкой течение, – вам надо по­пасть в эту точку на другом бере­гу. Но если вы возьмете курс на эту точку, вы не попадете на нее: надо точно отмерить угол сноса. Так и в воздухе. Чем отличается воздух от воды? В реке – посто­янное течение, скорость, а воз­дух состоит из циклонов и анти­циклонов.

Юрий Николаевич рисует три небольших круга: в первом по­казывает стрелкой направление воздуха против часовой стрелки – циклон, во втором – по часовой антициклон, в третьем – против часовой – опять циклон.

– Мне надо прилететь сюда. Ме­теоролог сообщил, какой ветер. Задача штурмана – определить течение ветра в воздухе: учесть поправку (угол сноса). Летим в циклоне – скорость самолета увеличивается, попадаем в анти­циклон – скорость уменьшается. Скорость бывает приборная, ис­тинная и путевая, учитывающая скорость ветра – боковое укло­нение и продольное смещение. Я даю командиру самолета курс, он переводит самолет на автопилот. А когда я иду на боевой курс, беру управление на себя. В воздухе самое главное – не потерять ско­рость, ведь самолет держится на скорости, – так популярно Юрий Николаевич объяснил нам, что такое работа штурмана в военно- морской авиации.

– Есть такая поговорка: лет­чик – это человек, который возит штурмана на работу, – шутит он.

Юрий Николаевич, солидный крепкий мужчина, сохранивший военную выправку в 87 лет. Смо­трит на человека строгим ис­пытующим взглядом, в котором можно уловить лукавую усмешку.

Родился в Туле 4 ноября 1928 года.

– Тула – это самовары, пряники, 2 оружейных завода, 1 патрон­ный завод, в 12-ти километрах южнее Тулы имение Льва Толсто­го, – говорит он и вскользь вспо­минает военный эпизод осени 1941 года. – Несколько немецких танков прорвались к центру го­рода, но их быстро уничтожили: прибыла Сибирская дивизия и как дала немцам!

Немного о моей родословной: дед, Рафаил Иванович Введен­ский, окончил Тульское оружей­ное училище, и его направили в Николаев. Там он женился на «хохлушке». Отец, Николай Ра­фаилович, работал на Тульском машиностроительном заводе начальником отдела техническо­го контроля. Он остался эвакуи­ровать станочный парк завода в Златоуст, который стоит на реке Ай, недалеко от Челябинска. А меня с матерью, Верой Алек­сандровной – мать окончила до революции 1917 года частную гимназию и работала художни­цей, – отец отправил в Златоуст на несколько дней раньше. По пути до Москвы немецкие само­леты бомбили наш эшелон дваж­ды… Вернулись обратно в Тулу в 1944 году.

Я после окончания средней школы поступил в Тульский ма­шиностроительный институт, окончил два курса, понял: это не мое – и поступил в Челябинское военное училище штурманов. А когда его окончил в 1948 году, меня оставили инструктором: возить и обучать курсантов на самолете ЛИ-2.

Я попал в авиацию, когда про­исходила замена старых самоле­тов на более совершенные. При­шлось осваивать старые Б-22, Т-8, американские самолеты «Бостон» – я был правым летчи­ком, когда по ленд-лизу гонял их через Чукотку.

После Великой Отечественной войны в военно-морской ави­ации основными самолетами были торпедоносцы и пикирую­щие бомбардировщики ТУ-2 и ИЛ-4. Потом появились реактив­ные торпедоносцы ИЛ-28, ТУ-14, истребители МИГ-15, МИГ-17, МИГ-19, разведчики ИЛ-28р, противолодочные самолеты БЕ- 6, БЕ-8.

– Откуда появились ТУ-4? – ожи­вился Юрий Николаевич. – В 1945 году с американских самолетов Б-29 были сброшены атомные бомбы на японские города Хи­росиму и Нагасаки. Бомбарди­ровщики Б-29 базировались на острове Окинава. Самолеты ле­тали только парами. Однажды два самолета вылетели на разведку и патрулирование и, возвращаясь обратно на аэродром, поняли, что не долетят до него. Стали ис­кать любой аэродром, на котором можно сесть до того, как закончит­ся топливо. И сели на советский аэродром возле Каменного ручья (Монгохто). Один летчик выбро­сил за борт все приборы, оставил только те, которые контролиру­ют работу двигателей, а другой не успел это сделать. Исправный самолет Б-29 перегнали в Рамен- ское под Москву, где работало конструкторское бюро Героя Со­циалистического Труда Андрея Николаевича Туполева. Сталин пригласил Туполева в Кремль:

– Вы можете сделать такой са­молет?

– Мы можем сделать лучше.

– Не нужно, сделайте точно та­кой до последней зацепки!

Конструкторское бюро Туполе­ва через некоторое время сдела­ло точную копию этого самолета, даже на приборной панели вме­сто метров были футы, а вместо километров – мили. Потом соста­вили специальные таблицы для перевода футов в метры, а миль – в километры. В 1947-48 гг. со­ветских летчиков стали переучивать на самолеты ТУ-4. Экипаж – 12 человек: 2 летчика, 3 штур­мана, бортинженер, борттехник, командир огневых установок, 3 стрелка и радист.

– Штурманов на ТУ-4 не хвата­ло, и меня из Челябинска пере­вели в Быхов, где базировались эти самолеты, стояла 57 морская гвардейская ракетоносная авиа­ционная дивизия. Я стал служить штурманом.

В октябре 1950 года на ТУ-4 был первый полет. А в октябре 1956 года Юрий Николаевич уже переучивался на новый само­лет ТУ-16 – стратегический бом­бардировщик, а затем на ТУ-16к – ракетоносец. Приходилось вы­летать на боевые задания.

– Наши подводные лодки нахо­дились в Атлантике близ берегов США, ими надо было управлять, нужна была связь с Москвой. Два самолета из Североморска взя­ли курс на остров Ян-Майен ря­дом с Гренландией и крутились вокруг острова. Радисты само­летов принимали сигналы с под­лодок и докладывали в Москву.

30 июля 1961 года Юрий Вве­денский участвовал в воздушном параде над Ленинградом в День Военно-морского флота СССР – на ТУ-16 проходил и на малой вы­соте. Перед этим тщательно гото­вились, провели 6 тренировочных вылетов. В 1962 году проводил практический пуск ракет К-10.

В 1969 году совершил пере­лет из Быхова в Монгохто – аэро­дром на острове в Татарском проливе между портом Ванино и о. Сахалин – и обратно через Семипалатинск с дозаправками в воздухе.

За учение «Океан» в 1970 году был отмечен грамотой Могилевского обкома КПСС, вручал которую первый секретарь Глеб Александрович Криулин.

По боевой тревоге старшему штурману в составе дивизии с двумя доза­правками в воздухе приходилось летать на цель из Быхова через Архангельск, Тикси в Монгохто и обратно через Иркутск, Семипа­латинск, Энгельс.

17 августа 1970 года указом Президиума Верховного Совета СССР Юрию Николаевичу Вве­денскому было присвоено звание «Заслуженный военный штурман СССР». За испытание новой тех­ники, мужество и героизм удо­стоен высоких правительствен­ных наград – орденов Ленина и Боевого Красного Знамени, ме­дали «За боевые заслуги».

После увольнения в запас он пять лет возглавлял областной совет общества автомотолюби­телей.

…Ушел из жизни боевой друг Леонид Моисеевич Дехтярь. Умерла жена Зоя Михайловна. Но Введенский не одинок. Раду­ют ветерана две дочери – Алла живет в Туле, Марина – в Быхове, два внука и внучка, два правнука.

Юрий Николаевич не растерял оптимизма и остался романти­ком. Хочется пожелать ему креп­кого здоровья, долгих лет жизни и неувядаемой энергии.

Вестник Могилева

Последние новости

КУЛЬТУРА

«Славянский базар в Витебске»: что в программе международного фестиваля искусств

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове состоялся митинг-реквием «Чернобыльский набат»

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Что делать, если ваш дом затапливает

26 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Члены Совета Республики проведут единый день приема граждан в Гомельской области

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля – день трагедии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
СПОРТ

Бокий выиграл третье золото на чемпионате Европы по параплаванию

26 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024