“Чапяла”, “стрыхоўка”, “кужаль”: на выставке в Лиде оживают забытые слова и предметы предков

Ко Дню белорусской письменности, который пройдет 6 и 7 сентября в Лиде, на площадке перед Лидским историко-художественным музеем развернулся проект ” Слоўца за слоўцам”. Об этом сообщили корреспонденту БЕЛТА в учреждении культуры.
Музейщики выставили на площади перед зданием большие стенды с изображениями предметов быта, культуры наших предков-земляков разных столетий. Их вид, предназначение и названия уже не знакомы сегодняшним белорусам. В канун Дня белорусской письменности организаторы выставки решили приоткрыть окно в историю родного края – рассказать о давних предметах с сочными названиями, которыми пользовались прадеды и прапрадеды, и показать то, что сохранилось в фондах музея.
“Проект был создан в результате углубленного исследования истории экспонатов из фондов Лидского историко-художественного музея, – рассказали организаторы. – На базе атмосферно-этнографической гостиной “Время. Традиции. Образы” у нас реализуется культурно-образовательная программа “Эхо предков”, которая является уникальным справочником по этнографии региона, важным информационным и воспитательным ресурсом. Основная цель проекта – сохранение и популяризация местных традиций, быта, духовных ценностей Лидчины”.
Предметы, которые экспонируются в музее, помогают составить представление об укладе жизни земляков прошлых поколений. На площадке перед музеем жители и гости города могут узнать, что такое, например, “чапяла”, как пользовались “стрыхоўкай” и зачем “кужаль” скручивали в “палойкi”. Чтобы узнать больше о проекте, можно перейти на сайт музея, воспользовавшись QR-кодом, размещенным на выставке.
Культурно-образовательная программа “Эхо предков” Лидского историко-художественного музея была отмечена дипломом I степени в номинации “За лучшую культурно-образовательную программу” на VI Национальном форуме “Музеи Беларуси”.
Сегодня площадка с историческими экспонатами стала интерактивной. Здесь организовали ретроигры 1960-1970-х годов для детей и взрослых. Каждый может окунуться в атмосферу старых добрых игр: подвижных, интеллектуальных, индивидуальных и групповых.