В Быховском историко-краеведческом музее прошла выставка картин художника-любителя Сергея Левицкого
Впервые выставка картин художника-любителя Сергея Левицкого открылась в районном историко-краеведческом музее. Посвящена она Году малой родины, а премьера стала одним из самых знаковых культурных событий последнего месяца в жизни нашего города.
В небольшом выставочном зале собралось немало любителей живописи. Неспешно они изучали и обсуждали каждую работу мастера кисти, а их здесь было представлено около четырех десятков.
Мероприятие открыли начальник отдела идеологии, культуры и по делам молодежи райисполкома Тамара Семенова, директор музея Сергей Жижиян и художник, быховчанин Иван Никифоров.
На своих полотнах Сергей Левицкий запечатлел неповторимые красоты Быховщины. Интересны пейзажи под названиями «Ночь в Дубках», «Водопад на реке Мокрянка», «Полдень в Обидовичах» «Красота Прибора», «Березняк», многие другие. Во всех произведениях присутствует богатство масляных красок, они реалистичны, написаны вдохновенно и лирично.
Важное место художник отводит историческому прошлому родной земли и его архитектурному наследию. Например, он написал «Панорамный вид старинного Баркулабово», «Пристань Старого Быхова, 29 апреля 1910 года» и «Пролетая над замковой горой…» (реконструкция замка в Новом Быхове). Над этой последней картиной, кстати, трудился четыре года.
Сергей Николаевич родился в Быхове. Рисованием увлекся, когда еще учился в СШ №3, которая теперь является гимназией.
— В начальном классе на уроке рисования учитель предложила что-нибудь изобразить. Долго не мог определиться, а потом решил на бумаге запечатлеть свой дом. Так началось мое становление, — вспоминает художник. — После окончания школы проходил срочную службу в Литве. Но и там продолжил заниматься любимым делом. Появились первые картины. Считаю себя художником по призванию, так как специального образования нет. Сейчас работаю в филиале КУП «Могилевоблдорстрой» — ДРСУ №196, а рисование — увлечение на всю жизнь.
Наш талантливый земляк свои картины не придумывает, а пишет с натуры. Кроме того, старательно изучает, а затем использует старые фотографии. Да и сам занимается фотосъемкой. А уже запечатленные в «цифре» пейзажи переносит на холст, древесноволокнистую плиту, картон. Так бывает, когда нет времени подолгу находиться в каком-либо месте, особенно вдали от дома.
Сергей Левицкий своими руками создал копию иконы Барколабовской Божией Матери и список Казанской иконы Божией Матери: золоченый рельефный оклад, украшенные цветной эмалью, медью, бронзой и янтарем. Очень впечатляет.
В своих картинах художник воссоздал также культовые памятники архитектуры. Подтверждением тому служат работы под названиями «Синагога», «Костел», «Церковь в д. Лубянка», «Церковь Барколабовского монастыря».
Интересен натюрморт «Цветы и плоды» (копия, И.Ф. Хруцкий, 1839 год). К слову, Иван Фомич Хруцкий принадлежал к художникам середины 19 века, и его натюрморты, многократно репродуцированные и тиражированные, обычно не вызывают в памяти имени автора. Например, на недавней белорусской купюре в 1000 рублей был расположен фрагмент одного из натюрмортов Ивана Хруцкого.
По мнению научного сотрудника музея Евгении Федорчук, большое значение Сергей Левицкий в своих картинах придает сюжету. На многих полотнах чувствуется увлечение историей. Кроме того, у художника врожденное возвышенное восприятие природы, видимо, поэтому предпочтение он отдает пейзажам. Хотя в его коллекции есть и портреты, и натюрморты, исторические и библейские сюжеты. А картины, выходящие из-под его кисти, отличаются простотой, правдивостью, разнообразием цветовых решений и стремлением передать увиденную красоту.
Сергей ЛЕВЧЕНКО.