Заседание Совета по развитию предпринимательства: «инвестдеятельность – дорога с двухсторонним движением»
12 декабря при заместителе председателя Могилевского облисполкома Викторе Некрашевиче состоялось очередное заседание областного Совета по развитию предпринимательства. Он создан на основании президентской Директивы №4 и призван вырабатывать рекомендации по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса, востребована идея малого бизнеса, максимально использовать частную инициативу в целях развития экономики.
Авторитетные в деловой среде Могилевщины люди обсудили вопросы государственно-частного партнерства в отношении реализации инвестиционных договоров, проблемы охраны труда на предприятиях, грядущие изменения в ставке единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также рассмотрели план работы Совета на 2012 год.

В частности, заместитель председателя комитета экономики облисполкома Дмитрий Неменков отметил, что с принятием Декрета №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» наблюдается активность субъектов хозяйственной деятельности, в том числе иностранных. Так, по состоянию на 1 октября заключено 62 инвестдоговора на Br1,2 трлн., из них 5 – с зарубежными представителями.
Когда мы говорим о государственно-частном партнерстве, подразумеваем, что государство обязано предоставить инвестору, в соответствии с законодательством, необходимые разрешения, создать все возможные условия работы. Он же должен осуществить инвестпроект в обозначенный срок, освоить заявленный объем денежных вливаний. Однако, по словам Дмитрия Неменкова, практическая реализация Декрета выявила ряд проблемных вопросов. Это, в первую очередь, сроки предоставления земельных участков. Согласно действующему законодательству, процедура занимает в среднем до 6 месяцев.
Также инвестор сталкивается с проблемой получения различных разрешительных документов для начала строительства со стороны предприятий «Проектный институт «Могилевгипрозем» и ДРУП «Госстройэкспертиза». Все дело в том, что предусмотренная Декретом преференция, предполагающая возможность возведения объектов параллельно с разработкой и утверждением проектной документации, практически не работает. Все равно необходимо спланировать некий этап, что требует времени. А так как большинство проектов по заключенным договорам предусматривают несложные, малоэтажные постройки, инвесторы предпочитают конструировать весь объект единовременно.
Задержке реализации способствует и «поверхностность» на этапе проработки инвестпредложения, а также несогласованность действий служб на местах.

Однако, несмотря на сложности и определенные риски, многие инвесторы за счет своей инициативности, активности и желания осуществить намеченные планы, приступили к проектам. Среди таких Дмитрий Неменков отметил «Серволюкс», «Агролинк», «Политекс», «Газосиликат», «Завод полимерной упаковки», «Технолит». В то же время заместитель председателя комитета экономики облисполкома обратил внимание на отдельные негативные моменты, которые выражаются в затягивании сроков начала освоения инвестиций, желании продлить время реализации заключенных договоров. Основные причины – финансовые проблемы из-за резкого роста цен на строительные материалы и все те же длительные сроки предоставления земельных участков.
«В адрес Могилевского облисполкома продолжают поступать предложения, предусматривающие строительство торговых объектов, объектов придорожного сервиса, новых производств или расширение действующих, – подчеркнул Дмитрий Неменков. – Но есть обращения, целью которых является попытка заключить инвестиционный договор для получения законных оснований на предоставление земельного участка, уже занятого возведением объекта». Такой подход противоречит цели Декрета Президента Республики Беларусь №10. А потому Могилевский облисполком в отношении подобных заявлений принимает решения об отказе.

«Инвестиционная деятельность – это дорога с двухсторонним движением», – констатировал Дмитрий Неменков. Успех любого инвестиционного проекта в значительной степени зависит от согласованных действий и ответственного подхода органов власти. Вместе с тем, такая же ответственность лежит и на самих инвесторах, которые должны понимать, что предоставленные налоговые и таможенные льготы, бесплатно и без аукциона выделенный земельный участок – это исключительная мера поддержки, позволяющая серьезно снизить издержки на начальной стадии реализации проекта. При этом государство вправе рассчитывать на серьезность и эффективность действий инвестора по реализации договоренностей в установленные сроки.