Трагическую дату вчера отметили в деревне Красница Быховского района

Трагическую дату вчера отметили в деревне Красница, которую 76 лет назад вместе с мирным населением дотла сожгли немецко-фашистские каратели. В огне тогда заживо погибли более восьмисот человек. В основном старики, женщины и дети.
Митинг-реквием проходил у мемориального комплекса. Здесь собрались уже немногочисленные местные жители и почетные гости, а среди них — депутат Могилевского областного Совета депутатов Михаил Ермоленко.
Траурное мероприятие открыл председатель райсовета депутатов Вячеслав Сидоренко: «17 июля 1942 года началась самая кровопролитная битва в истории человечества — Сталинградская, событие изменившее ход всей войны. В этот же день оккупанты сожгли Красницу. Подобное никогда не должно больше повториться».
Писатель Овидий Горчаков в своей книге «Пепел Красницы» («Повесть об огненном селе») подробно рассказал о тех далеких событиях. Вот небольшой фрагмент литературно-документального повествования:
«… По команде эсэсовцы рассыпались по деревне. Теперь расстреливали людей во дворах и хатах. Добивали больных, древних стариков. Убивали детей в люльках. Бросали гранаты в погреба. Кто не погиб от гранаты, умирал от удушливого дыма. Прочесывали шквалами автоматного огня чердаки. Полицаи выводили, выгоняли на улицу коров, лошадей, мелкий скот. Потом эсэсовцы поджигали дома бутылками с самовоспламеняющейся смесью».
Подтвердил вышеизложенные факты директор ОАО «Воронино» Анатолий Тумаков. Ежегодно, 17 июля, он приезжает в Красницу. В этой огненной деревне когда-то жили его дедушка и бабушка.
— Дед погиб от разрывов гранат, которые в дом бросали гитлеровцы, а бабушка пыталась скрыться с детьми в огороде, но ее обнаружили и убили автоматной очередью. Все это время она крепко сжимала в объятиях восьмимесячного сына. Немецкий изверг потом вырвал из мертвых материнских рук еще живого ребенка и бросил того в раскрытое окно уже горящего родительского дома. В этой кровавой мясорубке уцелел мой отец. А когда спустя много лет я появился на свет, то он, не раздумывая, назвал меня в честь своего убитого маленького брата, — вспоминает Анатолий Николаевич.
Митинг-реквием завершился минутой молчания, а затем к мемориальному комплексу сожженных сельчан и погибших воинов возложили гирлянду и цветы.
Сергей ЛЕВЧЕНКО.