Колыбельная прошлого столетия

Bel_sbornik_7За долгое время своего существования белорусский народ создал богатую и самобытную культуру, которая была воплощена в замках, оборонительных и культовых сооружениях, народном жилище и бытовых вещах, рыцарской амуниции и вооружении, национальных костюмах, духовных традициях, обычаях, обрядах.

Годы военных столкновений волнами прокатывались по нашей земле, смывая за собой всё самое лучшее и дорогое нашему сердцу. Многое было попросту утрачено, вследствие разрушения, а что-то было просто забыто. В этих условиях устойчивые этнокультурные традиции, присущие белорусам, играли исключительную роль: они служили своего рода энергетическим ресурсом, исходным капиталом, что помогало возродить разрушено хозяйство и культуру, наладить нормальную жизнь.

Изучению этнографического наследия белорусов отдал много сил и энергии известный белорусский этнограф Евдоким Романович Романов. Основная его работа — «Белорусский сборник» в 9 томах (1886 – 1912) -своего рода энциклопедия народной жизни. Здесь нашли своё отражение почти все стороны народной культуры и быта – песни, танцы, игры, обряды, обычаи, народные знания, аграрный календарь, приметы, поверья и т.д. Сюда вошло около 10 тысяч фольклорных произведений, многие из них записаны самим Е.Р. Романовым.

При записях он придерживался строгих принципов научной точности, сохраняя все диалектные особенности местных говоров, и паспортизации материалов (время и место записи, фамилия информатора или исполнителя, его социальная принадлежность и его образованность). Восьмой том «Белорусского сборника» был посвящен материальной и духовной культуре белорусов. В основу его были положены материалы, собранные в Быховском уезде. Е.Р. Романов известен также как археолог. Именно он одним из первых пересмотрел методику самих раскопок, что впоследствии сыграло немаловажную роль в дальнейшем изучении памятников археологии в Быховском районе.

Работая инспектором народных училищ Могилёвской губернии в 1895 – 1906 гг., Е.Р. Романов собирал материалы к археологической карте, обследовал несколько десятков археологических памятников, производил раскопки курганов. Он же был прилежным исследователем и собирателем памятников народной культуры. Собранные и обработанные им коллекции этнографических вещей вошли в золотой фонд музеев, большая часть из них в настоящее время находится в Российском музее этнографии (Санкт-Петербург).

Зачастую,неписаные правила гораздо действенней писаных законов. Характерная схема «так рабілі дзяды» или «так было раней» работает до сих пор. Уже давно никто не знает, почему в той или иной жизненной ситуации мы поступаем именно так, а не иначе. Однако, к сожалению, время неумолимо бежит вперёд,и то, что было известно на протяжении не одного поколения, уходит вслед за носителями знаний и умений прошлого. К одним из таких правил относится воспитание подрастающего поколения у белорусских крестьян в начале XXвека.

Специфика и образ тогдашней жизни вынуждали детей слишком рано взрослеть. Они уже в самом раннем возрасте становились взрослыми и постигали не лёгкий каждодневный труд. Было нормой, что простая белорусская крестьянская семья должна быть очень большой. На это влияло несколько факторов. В первую очередь это высокая детская смертность. Плохие условия жизни, болезни ибольшая зависимость от собранного урожая, накладывали отпечаток на демографическую ситуацию в деревне. Что бы ка-то нивелировать детскую смертность, семьям приходилось заводить много детей в надежде, что кто-нибудь из них не умрёт вмладенчестве.

Второй фактор, это наличие новых рабочих рук. Крестьянские наделы земли как это часто бывало, не всегда были очень продуктивными в плане сбора урожая. Тем более до отмены крепостного права в Российской империи в 1861 году, в полной мере работать на себя, крестьянин не мог. Поэтому, больше ценилась ещё одна пара рабочих рук, а не рот, который надо было кормить. Поэтому, одной из первых работ для быховских крестьянских детей была работа няньки. Начиная с пятилетнего возраста, «вчерашние» дети, были обязаны следить за своими младшими братьями и сёстрами. У матерей на это просто не было времени. Причём функции нянек исполнялись где угодно, в хате по вечерам, в поле во время работ.

Вот так описывает обычную картину сельского быта в Быховском уезде в начале ХХ века этнограф Е.Р. Романов: «В страдную пору мать с грудным ребёнком за плечами в «люльке»ведёт под руку и няньку, которая тянет за собой «цанки» (вид козел из трёх небольших шестов, связанных между собой верёвкой вверху). На этих козлах подвешивается лубочная колыбелька-люлюка на всё время работ.И по мере удаления работающей матери, подносится к «хвосту» или «постыци», т.е. к месту работы на ниве. Малютку колышет в люльке нянька-дитя, сопровождая укачивание какой-либо колыбельною песенкой». Если ребёнок не мог уснуть или просыпался, в Быховском уезде часто успокаивали таким образом: «Взять ножку дитяти одною рукою, другою постукивать по нижней стороне ступни, приговаривая:

“Кую, кую ножку,

Поеду в дорожку.

Куплю чиревички,

Ножки невелички.

Трэба подковати,

Капеичку дати.

Тут пень, тут колода.

Тут студёная крыница,

Тут холодная водица.

Шила, шила и зашила!”

При последних словах няня щекочет ножку малютке, вызывая этим невольный смех».

Данная колыбельная, как отмечал Е.Р. Романов, была характерна для Быховского уезда. Приятно осознавать связь времён, в том что, до сих пор в Быховском районе бабушки убаюкивают своих внуков и внучек именно таким образом. Хочется верить, что когда эти дети сами со временим сами станут бабушками и дедушками, они вспомнят про «Кую, кую ножку».

Артем Кротов,

младший научный сотрудник районного историко-краеведческого музея

Последние новости

КУЛЬТУРА

«Славянский базар в Витебске»: что в программе международного фестиваля искусств

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове состоялся митинг-реквием «Чернобыльский набат»

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Что делать, если ваш дом затапливает

26 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Члены Совета Республики проведут единый день приема граждан в Гомельской области

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля – день трагедии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
СПОРТ

Бокий выиграл третье золото на чемпионате Европы по параплаванию

26 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024