Чем чреваты ограничения для вводящих их сторон. Обратная сторона санкций
В условиях нарастающего санкционного давления на нашу страну Запад рассчитывает на максимальную эффективность этих самых санкций. Дескать, рухнет экономическая система республики и «режим» падет. Однако инициаторам подобного давления стоило бы прежде взять в руки калькулятор и все просчитать. Сейчас европейские предприятия теряют от невозможности экспорта своей продукции в Беларусь: ответная реакция страны на санкции также бьет по экономике балтийских стран, существенный оборот которых формировался за счет оказания нашим экспортерам транспортных и логистических услуг. Одна только Литва, как прогнозируют эксперты, потеряет из-за прекращения торговых отношений с Беларусью в обозримом будущем один процент ВВП… Так выгодны ли санкции самому Западу?
Зачем наматывать километры…
Авиация и авиаперевозки — один из моих самых любимых примеров. Сразу оговорюсь, несмотря на крики коллективного Запада и попытки перекрыть наше небо для полетов, самолеты через Беларусь все еще летают, и их достаточно много. Далеко не все согласны нести существенный ущерб ради политических амбиций Запада. Да, есть компании, которые просто не могут игнорировать определенные политические решения и вынуждены нести убытки. Но все, кто может себе это позволить, продолжают летать через нас…
Вообще, пример с авиацией один из моих любимых по той простой причине, что тут нельзя соврать или как-то исказить данные. Ведь любой желающий может зайти на сервис flightradar24 и в реальном времени посмотреть, где, как и когда летают самолеты, кому они принадлежат, где взлетели и приземлились. Вот прямо в момент, когда я это пишу, нашу границу пересекает сербский борт…
Так о каких убытках для компаний, поддержавших санкции, идет речь? Тут составляющих несколько. В первую очередь это, конечно, расстояния. Если требуется пролететь из Европы в Россию, самый короткий путь лежит через нас, а вот поддерживающим санкции ЕС компаниям приходится искать обходные маршруты…
Вариантов тут два: облетать можно или с севера, или с юга. С юга, в принципе, не так уж и далеко, но в таком случае лететь придется через территорию Украины, а там стрельба ракетами класса «земля — воздух» по гражданским самолетам уже почти в национальный спорт превратилась. Не все хотят рисковать, так что остается облет через север.
Это уже очень приличный крюк. А самолеты достаточно прожорливые, да и амортизация тикает с каждой минутой нахождения в воздухе. И лететь придется не через одну страну, а через две — Литву и Латвию. Мало кто знает, но за пролет через каждое государство надо оплачивать услуги диспетчерской службы (с различными оговорками вроде членства в альянсах), а тут лишняя страна, лишнее расстояние… А есть еще такое понятие, как код-шеринг (несколько компаний обслуживают один рейс), как раз для снижения расходов и удобства. Штука эта очень выгодная, и до последнего времени «Белавиа» активно сотрудничала с европейскими перевозчиками. Теперь все бонусы, которые давал код-шеринг, для Европы отвалились…
Вот так и выходит, что летать авиакомпаниям становится невыгодно и людям приходится добираться с пересадками или пользоваться услугами компаний, которые летают в ЕС через Беларусь…
И хотя это все достаточно косвенный ущерб непосредственно государствам, тут в первую очередь страдают перевозчики и туристический бизнес, средств в виде налогов в бюджеты поступает несколько меньше. Кстати, туризм из Беларуси в ЕС процветал, белорусы очень активно там деньги тратили, да и добираться удобно было. Теперь скорее в Крым полетим отдыхать…
Калий
А вот еще один любимый и показательный пример. Для начала обозначим мизансцену…
Беларусь держит третье место в мире по запасам калийных руд, второе — у России, а на первом — Канада. Вот практически и все, это все игроки на рынке калийной руды, из которой, собственно, и производят калийные удобрения. Всего три страны, причем две из них еще и Союзное государство строят.
Производителей калийных удобрений, естественно, несколько больше, но все они должны у кого-то приобретать сырье. И как вишенка на торте тот факт, что наша относительно небольшая страна держит около 20 процентов мирового рынка калийных удобрений. И рынок этот действительно мировой, калийные удобрения нужны практически везде, где есть сельское хозяйство. Ну а теперь, когда расстановку сил обозначили, можно и про санкции поговорить…
Только вот калий — тема настолько широкая, что обратная сторона санкций тут очень многогранна, рассматривать ее нужно в нескольких аспектах… Вы же помните, что уже введенные санкции против наших калийных удобрений действуют только на удобрения с содержанием калия меньше 40 процентов и больше 62 процентов. Знаете, почему так? Причина предельно проста: производимые Беларусью удобрения по содержанию калия как раз и находятся между этими цифрами.
То есть санкции ввели, чтобы их на самом деле не вводить, но грозно всем сообщить, что ввели. Может, кто-то думает, что это сделано с целью нас напугать и показать, что могут и целиком под санкциями всю калийную отрасль накрыть? Так нет, не могут.
Если бы могли, уже давно бы ввели, просто потявкать им очень хочется. Но если ты кому-то угрожаешь, угроза должна быть реальна, иначе над тобой будут смеяться, как в этом случае и происходит…
Как вы, вероятно, помните, цены на газ в 2021-м побили все возможные рекорды, а газ — это в первую очередь энергия, необходимая для различных производств, в том числе и калийных удобрений из сырья. И на фоне подорожания газа производство калийных удобрений, скажем так, начало проигрывать в конкурентной борьбе производствам, имеющим доступ к более дешевой энергии. В связи с чем некоторые из компаний попросту начали сворачивать свою деятельность. Что, в свою очередь, спровоцировало очень серьезный рост цен на калийные удобрения. Это еще присказка, сказка будет чуть дальше…
Продолжение читайте по ссылке ↓↓↓