Бдительность – главная защита

Бдительность – главная защита

Сегодня интернет занимает весомую часть нашей жизни: посредством всемирной паутины мы общаемся, следим за новостями, проводим досуг за просмотром фильмов. А для некоторых интернет-площадки стали реальным способом заработать. Вот только не все делают это легально, пытаясь воспользоваться неосведомленностью и наивностью граждан.

В большинстве случаев следы злоумышленников ведут в страны зарубежья, а потому привлечь их к ответственности не всегда удается. Поэтому основное оружие в борьбе с киберпреступниками – бдительность и соблюдение простых правил.

О профилактике мошеннических действий мы поговорили с начальником отдела внутренних дел райисполкома Юрием Колотилкиным.

– Есть ли какие-то явные признаки мошенничества со стороны покупателя при продажах в интернете?

– Да, главное вовремя обратить на них внимание. Покупатель не особо интересуется товаром, быстро демонстрирует свое желание сделать покупку и переходит к разговору о способе оплаты. Просит вас назвать полные реквизиты карты, при помощи которых он сам легко сможет расплатиться вашей картой. Просит вас сообщить ему различные коды, которые придут к вам на мобильный телефон, якобы необходимые ему для совершения платежа.

– Как вычислить нечистого на руку продавца при покупках в интернете?

– Отсутствует адрес и телефон, все общение предлагается вести через электронную почту или программы обмена мгновенными сообщениями. Не указано реальное имя продавца, человек прячется за «ником». Отсутствует фото товара, а его цена слишком низкая в сравнении с аналогами у других продавцов. Продавец требует полную или частичную предоплату, принимает оплату только на анонимные реквизиты: электронные кошельки, пополнение мобильного телефона.

– Как распознать телефонного злоумышленника?

– Сотовый и проводной телефон используется как средство передачи голосовой информации. Например, «ваш сын попал в аварию…», «мама/папа, у меня проблемы…», «это из банка/соцзащиты и прочее…». Мобильный используется для передачи СМС с ложной информацией: «мама, кинь мне на этот номер денег, потом все объясню», «ваша карта заблокирована, подробности по тел..», «с вашего счета списано 5000 рублей, подробности по тел…».

– Как действовать в подобных ситуациях?

– При телефонном звонке от имени якобы родственников и сообщении о трудной ситуации следует дозвониться до родных и близких, о которых идет речь, выяснить подробности случившегося, а не переводить и не отдавать деньги незнакомым людям. Перезвонить в любое отделение банка, от имени которого пришло сообщение о проблемах обслуживания по расчетному счету/карте, и решить все возникшие вопросы. Мошенники обладают психологическими приемами введения в заблуждение, либо обладают информацией о потерпевшем и его близких. Если в ходе телефонного разговора преступником была получена информация о банковской карте, то необходимо позвонить по телефону, указанному на карте и заблокировать карту. В день совершения мошенничества необходимо обратиться в банк с заявлением о возврате денежных средств на карту, так как банк обязан возвратить денежные средства, если операция была оспорена владельцем карты в день операции.

– Недавно мне от знакомой в мессенджере пришло сообщение с просьбой проголосовать в онлайн-конкурсе, для чего нужно было перейти по ссылке…

– В таких сообщениях злоумышленники отправляют вредоносные ссылки. Типы сообщений: «здесь наши с тобой фото http:\\…, «ваш аккаунт, страница «ВКонтакте» взломаны, пройдите регистрацию http:\\…», «вы выиграли автомобиль, подробности http:\\…», «я по вашему объявлению, согласны ли вы на обмен на это: http:\\foto3.inc…» При получении данного сообщения откажитесь от прохождения по указанной ссылке и активации полученных ссылок. По возможности проверьте, есть ли в сети интернет в поисковых системах сведения о данных ссылках и возможных мошенничествах. Удалите указанное сообщение, если убеждены, что оно не нанесло вред вашему устройству.

– А как определить, что телефон все же подвергся заражению вирусом?

– Признаками заражения мобильного устройства могут быть блокирование операционной системы, блокирование входящих сообщений, отправка искусственно сгенерированных мобильным устройством сообщений.

– Каков алгоритм действий для минимизации последствий в данном случае?

Зараженный мобильный телефон следует немедленно выключить. Сим-карту перевыпустить у оператора, а телефон сохранить для последующего изучения милицией, если было совершено мошенничество, либо передать в сервисный центр, если деньги похищены не были. Если к данному мобильному устройству привязана банковская карта, банковские услуги, то необходимо срочно связаться с банком, заблокировать карту и приостановить обслуживание по счетам. Если с помощью телефона это не удается сделать, то необходимо обратиться в ближайшее отделение банка. Если мобильное устройство используется для доступа к страницам в социальных сетях, то необходимо с другого устройства либо компьютера выйти в социальную сеть и сменить привязанный номер телефона.

Беседовала Екатерина ГУРСКАЯ.

Последние новости

ОБЩЕСТВО

Высокие технологии, медицина, турпотенциал. В Минске стартовал Международный форум экономического сотрудничества

12 сентября 2025
Читать новость
АКТУАЛЬНО

Городские дороги преображаются: асфальтирование продолжается

12 сентября 2025
Читать новость
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию 13 сентября в Могилевском облисполкоме проведет управляющий делами Николай Дедков

12 сентября 2025
Читать новость
АКТУАЛЬНО

ГУ “Быховский районный ФОЦ” провел районную “Школиаду”

12 сентября 2025
Читать новость
ОБРАЗОВАНИЕ

Единый урок, посвященный Дню народного единства, пройдет во всех школах страны 17 сентября

12 сентября 2025
Читать новость
АКТУАЛЬНО

25 сентября пройдет Единый день безопасности

12 сентября 2025
Читать новость

Архивы

Рекомендуем