Автосервис выходит из тени. Крупные и мелкие мастерские будут в равных условиях

Автосервис выходит из тени. Крупные и мелкие мастерские будут в равных условиях

0000199_461604С первого ноября гаражи можно использовать не только для хранения личных автомобилей, но и в качестве автомастерских, при условии, что этот бизнес легализован. Корреспондент «НГ» решила выяснить, как будет происходить автопроцесс выхода из тени на свет.

 

Легальный шиномонтаж

 

Сфера автосервиса привлекательна для бизнеса. Процветают гаражные нелегалы отчасти оттого, что не все автовладельцы могут себе позволить выложить немалые деньги за ремонт и обслуживание своего автомобиля в больших автосервисах, где цены соответственно выше.

 

Эксперты считают, что в ближайшие три — пять лет, если учесть большое количество в собственности граждан автомобилей старше пяти — восьми лет, сохранится большой спрос на так называемые малоформатные мастерские. Это тот самый до недавнего времени популярный серый бизнес, который раньше пытались запретить, а теперь решили легализовать.

 

— Мне проще, чем другим моим коллегам, выйти из тени, потому что я уже профессионально в течение четырех лет занимаюсь шиномонтажом, — рассказывает “гаражник” Сергей. — В положении говорится, что проведение такого вида работ в гаражах разрешено. Правда, иногда знакомые просят отрегулировать карбюратор, проверить элементы подвески, поменять масло. И сейчас у меня в гараже находится легкая в ремонте Аudi 80 1990 года выпуска. Но потом, конечно, придется отказаться от многих видов работ, поскольку, чтобы получить сертификат на каждую из операций, необходимо иметь дорогое современное оборудование, набор инструментов, а также соответствующее образование.

 

— Ваши коллеги тоже не против легализации?

 

— Намерения и мнения разные. У кого в дело вложены большие деньги, тот хочет успеть получить от них прибыль. Такие, как правило, имеют постоянную клиентуру и очень умело “шифруются”. У одного моего близкого знакомого не сложились отношения с соседями по кооперативу, о каком разрешении в этом случае может идти речь. А есть мастера, которых не устраивает статус безработного. Они хотят стать на очередь, получить кредит, иметь социальные гарантии.

 

Максимальный эффект

 

Прогнозы экспертов о выходе нелегалов из тени тоже различные, дискуссионные. Одни утверждают, что далеко не все нелегалы бросятся узаконивать свой бизнес, другие, как, например, начальник управления бытового обслуживания населения Министерства торговли Беларуси Валентина Левковская, рассчитывают на максимальный эффект. “У обратившихся к гаражным мастерам автомобилистов на руках после выполненного ремонта не остается никаких документов, — отмечает Валентина Алексеевна. — А без актов приемки, договоров, чека о приеме денежных средств невозможно отстоять свои права. Поэтому все СТО должны быть легальными. Мастера устали от слова “нелегал”, более того, боятся его. И понимают, что в случае продолжения незаконной деятельности потеряют членство в кооперативе и гараж, им будет закрыт доступ на территорию. Мы надеемся, что деятельность большинства из них будет легализована. Сейчас на рассмотрении находится указ “О создании реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере бытового обслуживания”, разрабатываются новые подходы в налогообложении”.

 

Кстати, в начале нынешнего года в Беларуси было зарегистрировано чуть более трех миллионов автомобилей, из них легковых в собственности граждан почти 83 процента. На первое октября этого года на учете в налоговых органах стояло 7 тысяч 587 субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги СТО, это на восемь процентов больше по сравнению с началом года. На один объект легального автосервиса в среднем приходится 854 автомобиля. В России этот показатель меньше на пять процентов.

 

В дилерской связке

 

“Одна из текущих задач на краткосрочный период трех — пяти лет — это развитие инфраструктуры сети автосервисов, —  поделился планами заместитель генерального директора Белорусской автомобильной ассоциации Александр Сидоревич. — СТО по обслуживанию автомобилей должны укрупняться, постепенно становиться субъектами дилерской сети и работать в тесном взаимодействии с официальными представителями, изготовителями”.

 

Данное заявление взбудоражило владельцев СТО и гаражных мастеров, и они поспешили обвинить ассоциацию в лоббировании интересов крупных дилеров.

 

Член Совета республиканского общественного объединения “Белорусская научно-промышленная ассоциация”, председатель совета директоров ГК “Интеллект” Сергей Варивода считает, что “нелегальное бизнес-сообщество, которое объединилось в стремлении не платить денег в бюджет, говорит о дискриминации, чтобы отстоять свои позиции”.

 

Процедура “обеления”

Процедура “обеления” автосервиса выглядит следующим образом: нужно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а значит, быть готовым уплачивать единый налог, оформлять заказы и выдавать кассовые чеки; необходимо получить согласие членов гаражного кооператива, сертификат соответствия на оказываемые услуги; согласовать режим работы мастерской с местными властями. Следует вести предварительную запись, размещать не более одного транспортного средства на один рабочий пост, иметь санитарно-гигиеническое заключение, открыто размещать рекламу. Запрещается ремонтировать автомобили общей массой более 3,5 тонны, загораживать территорию перед мастерской, тем самым затрудняя проезд другим членам гаражного кооператива.

Данные условия прописаны в положении о порядке оказания услуг по техническому обслуживанию  и ремонту транспортных средств в мастерских, расположенных на территории гаражных кооперативов, которое вступило в силу с начала ноября в соответствии с Указом № 432, направленным на легализацию оказания услуг автосервиса в гаражных кооперативах и усиление ответственности за незаконную деятельность в этой сфере. Нелегал, который проигнорирует требования закона, будет привлечен к административной ответственности и по решению общего собрания может быть исключен из членов гаражного кооператива.

 

Принципиальная позиция

 

По оценкам БАА, доля утаиваемой налоговой базы в автосервисе достигает пятидесяти процентов.

 

“Создается достаточная нормативная база для легализации гаражного сервиса, но проблема  будет в правоприменительной плоскости, в исполнении нормативных предписаний, — считает Сергей Варивода. — И здесь, на мой взгляд, нужно “поставить под ружье” председателей гаражно-строительных кооперативов (ГСК). Думаю, есть смысл ввести административную ответственность председателей правления ГСК за осуществление хозяйственной деятельности в гаражном кооперативе в нарушение норм действующего законодательства. Милиционеров и налоговиков на всех не хватит.

 

Моя принципиальная позиция заключается в том, что социально ответственный бизнес обязан платить налоги и участвовать в финансировании общегосударственных нужд, а государство — снижать налоговую нагрузку и сокращать административные процедуры”.

ng.by

Последние новости

КУЛЬТУРА

«Славянский базар в Витебске»: что в программе международного фестиваля искусств

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове состоялся митинг-реквием «Чернобыльский набат»

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Что делать, если ваш дом затапливает

26 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Члены Совета Республики проведут единый день приема граждан в Гомельской области

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля – день трагедии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
СПОРТ

Бокий выиграл третье золото на чемпионате Европы по параплаванию

26 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет первый заместитель председателя Быховского райисполкома Артем КОРОЛЬ

26 апреля 2024