ТЕМЫ

Выпускной экзамен по иностранному покажет, кто умеет спик инглиш и дойч шпрехен

О том, что белорусским выпускникам придется сдавать третий обязательный экзамен по иностранному языку, разговоры ходили давно. 1 сентября 2012 в силу вступило постановление Министерства образования, и оно стало реальностью: иностранному для всех – быть! Родители, ясное дело, разволновались: что за экзамен? как сдавать? как готовиться? «Комсомолка» решила не заниматься догадками и задала 5 наивных вопросов – директору центра лингвистического образования Наталье Демченко.

1. Экзамен будет сложно сдать?

– Нет, экзамен будет самый обычный, – успокаивает пресс-секретарь Министерства образования Юлия Ванина. – Но к нему, как и к любому другому экзамену, нужно будет тщательно готовиться. Мы хотим, чтобы ребята понимали бытовую речь, а на экзамене проверим текущий уровень овладения языком. Наша цель – повернуть школу к изучению разговорного языка и проверить уровень готовности ребят к языковому общению.

– Мы хотим сформировать в учениках компенсаторную компетенцию – умение объяснить слово, перевод которого ты не знаешь, – объясняет Наталья Демченко. – Например, слово «очки» – «такая штука, через которую хорошо видишь». Главное, чтобы собеседник вас понял, а нужное слово он подскажет. Дети начинают говорить на иностранных языках, когда в принципе начинают на них говорить – неважно, что с ошибками или медленно.

2. Как будет проходить экзамен?

Ученики будут тянуть билеты. В каждом билете – три задания. На подготовку на экзамене у ребят есть полчаса. Из них 20 минут уходят на первое задание – «собеседование на основе прочитанного текста». Ученик тянет билет. После этого получает лист бумаги, на котором записано его задание и текст, который он должен прочитать. Он, кстати, совсем не большой, где-то 2000 знаков. Читать и переводить его экзаменаторам не нужно – только побеседовать.

– А словарем пользоваться можно будет?

– К сожалению, нельзя. Если разрешить, ученики будут смотреть каждое слово. Все слова, которые выходят за рамки программы, вынесены с переводом внизу.

Второе задание – «собеседование на основе прослушанного текста». После того как ученик ответил на вопросы по тексту для чтения, он получает свой отдельное задание для аудирования. Дальше (в каждой школе по разному) кому-то дадут наушники, кого-то отведут в соседний класс. На руках у них будет соответствующая номеру билета карточка с тремя вопросами. Мы советуем прочитать вопросы перед прослушиванием – так ребята настроятся на то, что именно им нужно будет услышать. Текст звучит максимум полторы минуты. Включат его дважды. Первый раз ребята просто его слушают, делать записи запрещено: они могут отвлечься, недослушать и потом не смогут ответить. А во время второго прослушивания они будут знать, где нужно что-то записать. Потом снова идут отвечать.

Третий этап – «беседа с экзаменатором». Заключается она в ответах на 5 вопросов на определенную тему. Это задание спонтанное и времени на его подготовку нет. Но пугаться не стоит: несколько минут собраться с мыслями все-таки есть – например, между чтением и восприятием текста на слух. В своем билете выпускник видит только общее заглавие: «Семья», «Внешность», «Праздники», «Путешествия», «Спорт», «Времена года», «Погода и климат», «Выдающиеся люди Республики Беларусь и стран изучаемого языка»…

Формат этого задания достаточно жесткий: учитель задаст пять вопросов по нарастанию сложности. Это хорошо потому, что выпускник будет в любом случае знать алгоритм и понимать четкую последовательность действий. А еще можно расслабиться: никаких других, неожиданных вопросов учитель задать не сможет. Это честно, все находятся в одинаковых условиях. Структура этих вопросов всегда одна и та же, а в ответах на них ученик показывает, как умеет оценивать что-нибудь, давать совет, задавать вопросы. Если по этой теме есть минимальные знания, ребенок справится без проблем.

3. Можно ли заранее подготовиться к экзамену? Где взять список тем?

– В начале октября в продаже появится подготовленный МГЛУ сборник с диском. В нем будет 70 текстов по чтению, 70 скриптов аудирования (тексты в печатном виде и диск с аудиоверсией) и 70 комплектов ситуаций для беседы. Тем, кто говорит «Дети выучат все тексты!» мы отвечаем: «Сборники с изложениями существуют годами, но поголовно на 10 баллов их никто не пишет». Согласитесь, это невозможно. Если ты совсем не знаешь язык, ответить не сможешь. Если прочитать сборник пару раз, потом любой текст или ситуация не будут пугать, потому что будут знакомы.

– А письменные задания – тесты, ответы на вопросы, традиционные true or false – будут? Или ручку можно даже не брать?

– Никаких письменных заданий не будет, но ручку взять нужно – делать пометки во время аудирования.

4. С 2010 – 2011 учебного года учеников в классе разделяют на 3 группы. Не получится ли так, что «слабые» не смогут сдать экзамен, а сильным будет слишком просто?

– Этот экзамен мы протестировали в школах Минска, Бреста, Слуцка, Мозыря и Мозырского района. Местные ребята на 99% справились с чтением, результаты остальных этапов тоже были выше 90%. Очевидно, что экзамен подъемный, – рассуждает Наталья Демченко. – С иностранным языком будет абсолютно такая же ситуация, как с математикой и русским языком – кто разбирается, получит высокий балл, кто нет – ниже. Предстоящий экзамен единый для всех: и для школ, и для гимназий, и справятся с ним все.

5. Реально получить 10 баллов?

– Конечно, возможно! Мы разработали специальную, очень подробную шкалу оценок. А получить 10 можно даже с ошибками. Правда, очень незначительными. В документе написано: «Возможны единичные несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи». Это значит, что ребенок сказал все правильно и смог донести свою мысль, но в речи были совершенно незначительные ошибки. Например, он сказал he speak вместо he speaks. Британцы, кстати, говорят, что это правило вводится первым, а как ошибка уходит одним из последних. Если это одноразовое явление, а не постоянное, ребенок заслужил высший балл. А если правильно не сказал ни разу, значит, он этого просто не знает.

КСТАТИ

Какие вопросы задаст учитель во время устной беседы?

Вот примеры на темы «Здоровый образ жизни. Спорт», «Еда» и «Выбор Карьеры»:

1. Давайте поговорим о еде (спорте, карьере). Что едят белорусы (Чем занимаются? Кем работают)?

2. Вам нравится готовить? Почему? (Вы согласны, что вредные привычки опасны для человека? Чем именно? Есть ли профессия, которой вы не хотели бы заниматься? Почему?)

3. Какие три вопроса вы задали бы официанту в ожидании заказа в кафе (профессиональному спортсмену, будущему работодателю)?

4. Мой друг хотел бы узнать побольше о национальной кухне белорусов. Какие блюда национальной кухни вы рекомендовали бы ему попробовать? (Дайте совет желающему похудеть, дайте совет, как вести себя на собеседовании?)

5. Бывает, что ученики отказываются питаться в школах. Что вы об этом думаете? (Какой самый лучший способ для рекламы здорового образа жизни среди молодых людей? Считается, что для того чтобы получить хорошую работу, необходимо владеть компьютером. Вы с этим согласны?)

kp.by

Последние новости

В МИРЕ

Нефть начала дорожать после ударов США по Ирану

23 июня 2025
Читать новость
ПРЕЗИДЕНТ

Лукашенко: Сибирь для Беларуси – родной, близкий и понятный регион

23 июня 2025
Читать новость
ГЛАВНОЕ

Алексей Жучков: “Нужно любить то, что делаешь, прикипеть душой и сердцем к выбранному когда-то пути”

23 июня 2025
Читать новость
ГЛАВНОЕ

Абсолютный результат в 100 баллов на централизованных экзаменах в этом году показали сразу две выпускницы ГУО «Гимназия г. Быхова»

23 июня 2025
Читать новость
НОВОСТИ В ФОТОГРАФИЯХ

В Быхове состоялся концерт, посвящённый труду и преданности врачей, медсестёр и всех медицинских работников. Фото

23 июня 2025
Читать новость
АКТУАЛЬНО

Александр Горошкин проведет прямую телефонную линию 28 июня

23 июня 2025
Читать новость

Архивы

Рекомендуем