Чем грешат “белые” станции техобслуживания?

“Серые” станции техобслуживания стали для госорганов своеобразной черной дырой: и налогов

фото: asamagroup.ru

они не платят, и конкурентов у легальных отваживают демпинговыми ценами, но при этом гарантии за проделанную работу не дают, равно как и не показывают документов о квалификации мастеров. Впрочем, как свидетельствует практика, не все гладко и в легальных СТО, которых, по данным Министерства по налогам и сборам, в стране насчитывается без малого 6,5 тыс. Чем сегодня грешат “белые” станции техобслуживания?

Как отмечают в Комитете госконтроля (КГК), основные проблемы сферы услуг технического обслуживания автомобилей традиционны: низкое качество услуг, сокрытие выручки и неуплата налогов. “Недавно мы проверили пять СТО в столице и одну в Минском районе. Нарушения стандартов есть у всех, начиная с таких незначительных, как отсутствие нагрудного знака у приемщика, и заканчивая такими злостными, как ремонт документально не оформленного автомобиля”, — рассказывает начальник отдела контроля сферы услуг Главного управления контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Павел Кремень. Например, в сертификате четырех из шести организаций не было упоминания о выполнении тех видов работ, которые оказывались на территории станции. В частности, ремонт суппортов (тормозной системы) в технической документации одной из СТО и близко не значился. Далеки от идеальных и санитарно-гигиенические требования. В половине случаев проверяющие и вовсе обнаружили нелегальную рабочую силу — мастеров, которые якобы работали на испытательном сроке, но без оформления трудовой книжки. Что же касается зарплаты официально трудящихся работников, то она колебалась в пределах Br 0,9—1,4 млн. А за такие деньги даже специалист без квалификации пальцем пошевельнуть поленится, не говоря уже про мастеров высокого класса. Но, наверное, в таком положении вещей удивительного ничего нет, особенно если учесть, что в одном автосервисе кассового аппарата три года как нет, в другом — полугодовая выручка составила Br 1,1 млн, в третьем — за пять месяцев обслужили всего 16 заказчиков. И это при том, что специалисты КГК проверку устроили, прибегнув к “контрольной закупке”, и стояли в очереди несколько часов.

Еще одним выявленным недочетом стало то, что часть устных заявок просто не оформлялась в специальном журнале. “Все не без греха, — не отрицают в СТО и парируют: — Но и вы поймите, если еще записываешь марку машины, то ничего. Называть же свои фамилию и домашний адрес многие просто отказываются, как ни объясняй им. К тому же бывает, что работа выполняется быстрее, чем сама запись. Может, стоит ограничиться лишь маркой автомобиля и ее номером?” Как говорят представители легальной стороны автосервисной сферы, глядя на такие бюрократические препоны, клиент вполне может развернуться и уйти к нелегалам, которые, несмотря на совместные рейды госорганов, продолжают работать. “В первом квартале текущего года госорганами были обследованы 162 гаражных кооператива, в 116 объектах оказывались нелегальные услуги по ремонту транспорта и продавались “левые” запчасти к авто. Нарушители отделались предупреждениями или штрафом, который при их заработках мало что значит. Облисполком и Мингорисполком же не приняли к ним ни одной радикальной меры, будь то лишение пользования земельным участком, или увеличение налога на землю, или расторжение договора аренды”, — отмечает Павел Кремень.

Пока специалисты ломают голову, как вывести из тени “серые” СТО, автомастера все чаще, получив хороший опыт в легальных организациях, уходят в подполье, порой уводя за собой и наиболее платежеспособных клиентов. В результате станции техобслуживания остаются без грамотных кадров, доля которых в успехе предприятия, по мнению исследователей, составляет около 30%. “Обслуживающий транспортное средство специалист должен иметь документально подтвержденную квалификацию. Мы провели исследование, кого обучаем по Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий (ЕТКС): слесарей по ремонту автомобиля с 1-го по 7-й разряд, рихтовщиков кузовов 3—6-го разрядов, которые незаменимы на сборочном производстве предприятий машиностроительного комплекса, а также маляров. Но последние, скорее, числятся в строительных профессиях, но их переучивают красить и самолеты, и машины, и пластик, — рассказывает директор филиала “Профессионально-технический колледж” учреждения образования “Республиканский институт профессионального образования” Валерий Голубовский. — Наниматель же чаще всего разыскивает диагноста, слесаря по различным видам работ, автоэлектрика, кузовщика, автомаляра. Этих профессий в ЕТКС нет. В итоге содержание обучения не меняется, ведь в трудовых книжках профессии указываются некорректно, а значит, официально в стране по-прежнему востребованы все те же слесари по ремонту автомобилей и маляры”. К тому же, по оценкам западных экспертов, разрыв между тем, что требует работодатель, и тем, что предлагает образование, в Западной Европе составляет 12 лет, в США — 15 лет. В России и Беларуси этот разрыв намного больший — около 25—30 лет.

Между тем неправильным будет считать, что в заведениях профтехнического образования и ссузах не готовят достаточного количества кадров. Сейчас в республике с квалификацией “слесарь по ремонту автомобиля” бывшие ПТУ выпускают около 1 тыс. молодых специалистов в год, а ссузы — около 700 человек с квалификацией “техник-механик”. Однако, как правило, профтехучебные заведения расположены в регионах и имеют определенный профиль, например, строительный или сельскохозяйственный. Это значит, что после окончания учебы молодых людей распределят, скажем, для обслуживания грузового авто в строй- или в сельхозорганизацию. Поэтому заинтересованные в получении кадров станции техобслуживания должны сотрудничать с учреждениями образования. “Если СТО будет себя позиционировать не только как потребитель, но и как партнер, будет стараться влиять и на содержание обучения, и на заказ кадров, тогда будет результат, а в одиночку будет продолжаться однобокая подготовка. Ведь чтобы подготовить достойные кадры, нужно 2—4 года “школы” и хорошая производственная практика. За семь недель преддипломной в автосервисе ученик адаптируется к работе, если попадается толковый наставник”, — уверен Валерий Голубовский.

Рэспубліка

Последние новости

ГЛАВНОЕ

Не останавливаясь на достигнутом

27 августа 2025
Читать новость
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Создана программа для определения биологического возраста человека

27 августа 2025
Читать новость
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Как распознать испорченный арбуз и что делать при отравлении популярным фруктом

27 августа 2025
Читать новость
ГЛАВНОЕ

Безопасность и удобство на дорогах: обновление транспортной сети

27 августа 2025
Читать новость
АПК

Хлеборобы: сердце села, где все начинается

27 августа 2025
Читать новость
ГЛАВНОЕ

Цену хлеба знают с детства

27 августа 2025
Читать новость

Архивы