Командовал… заводом

Командовал… заводом

Пожалуй, большинство нынешней молодежи даже не знает, что некогда в нашем городе на  Днепре — Быхове — находился подвижной танково-агрегатный ремонтный завод. Последним же командиром этого военного предприятия, вплоть до развала СССР в 1991 году, являлся подполковник в отставке Валерий Котляров.

Валерий Михайлович родился в Азербайджане, но еще школьником вместе с родителями переехал в город Бийск живописного Алтайского края. Там, окончив общеобразовательную среднюю школу в 1967 году,  получил направление городского военкомата в Омское военное танковое техническое училище, в которое без проблем поступил, а затем успешно закончил. Еще позже, без отрыва от службы, продолжил учебу в Академии бронетанковых войск имени маршала Советского Союза Родиона Малиновского.

Начинал служить заместителем командира роты по технической части в одном из укрепленных районов Приморского края, расположенном вблизи советско-китайской границы. Через некоторое время занимал должности сначала старшего инженера-конструктора, а затем начальника отдела технического контроля  Уссурийского передвижного танково-ремонтного завода. Интересен факт, что именно это военное предприятие позже передислоцировалось в наш Быхов. И эффективно работало вплоть до своего расформирования.

Продолжил службу в немецком городе Лейпциг, где руководил цехом по испытанию отремонтированных двигателей средних танков Т-64 и Т-72.

С началом развернувшейся в СССР перестройки в 1985 году, офицера Котлярова командование направило в наш город проходить дальнейшую службу на подвижном танково-агрегатном ремонтном заводе. Внешне он представлял собой брезентовые палатки, обшитые внутри парусиной. В диаметре они достигали порядка 15 метров, а высота были около  7 метров. В осенне-зимний период, когда стояли холода и морозы, для обогрева устанавливали тепловые пушки, которые работали на керосине. Рабочие места занимали в основном военные люди, но привлекали и гражданских специалистов. В таких, по сути, полевых условиях и занимались ремонтом 6-ти и 12-ти цилиндровых двигателей боевых машин, наладкой коробок передач, электрооборудования.

Отремонтированные двигатели в разных режимах работы обязательно проходили испытания в течение восьми часов. Для этого имелось около ста специальных машин с необходимым оборудованием: МАЗ-503, КрАЗ, ЗИЛ-131, ГАЗ-66. В постоянной готовности находилось около 50 двухосных автоприцепов. Поэтому в 1991 году,  на этот раз после окончательного расформирования завода. всю специальную технику, станки и оборудование передали на базу хранения в город Слуцк. Там тогда находился и занимался капитальным ремонтом техники автомобильный завод.

Валерий Котляров поведал также, что его внук Игорь окончил Военную академию Республики Беларусь, стал боевым офицером и сегодня служит в одной из воинских частей Гомельской области. Но он не танкист, а артиллерист, и с гордостью носит погоны старшего лейтенанта.

Последние новости

АКТУАЛЬНО

Торжественное собрание, посвящённое Дню народного единства: голос молодёжи и будущее страны

15 сентября 2025
Читать новость
СПОРТ

РФСК Быхов: Футбольные итоги дня в Могилевской области

15 сентября 2025
Читать новость
СПОРТ

Сильнейшие команды района: итоги спартакиады по футболу среди школьников

15 сентября 2025
Читать новость
ГЛАВНОЕ

В Минске впервые пройдет Международная промышленная выставка «ИННОПРОМ. Беларусь»

15 сентября 2025
Читать новость
В МИРЕ

Трамп назвал санкции Европы против России “недостаточно жесткими”

15 сентября 2025
Читать новость
КАЛЕЙДОСКОП

На Земле зафиксирована самая мощная за последних три месяца магнитная буря

15 сентября 2025
Читать новость

Архивы

Рекомендуем