Масленица – древний славянский праздник

imagesЕго отмечали на пограничье зимы и весны. В народном календаре он конкретной даты не имеет: начинается ровно за восемь недель до Пасхи и продолжается неделю. В 2015 году Масленицу празднуют с 16 февраля по 22 февраля.

Масленица – не единственное название этой своеобразной карнавальной недели. В некоторых регионах Беларуси ее величали «Масленка», «Сырница». В церковном календаре за праздничной неделей закрепилось название «Сырная седмица». Такие «молочные» названия праздника имеют свое объяснение. В конце февраля – начале марта, когда обычно празднуется Масленица, коровы уже успевают отелиться. Каждое крестьянское хозяйство становится богатым на молоко и молочные продукты, делает эти яства главными на столе.

Есть мнение, что Масленица отмечалась нашими предками в честь языческого бога Велеса – покровителя домашних животных, от которого также зависело молочное изобилие.

Масленица – практически единственный языческий праздник, который с приходом христианства был принят церковью с самыми незначительными изменениями. Древние обряды получили только некоторые религиозные черты, церковь определила место праздника в годовом праздничном цикле.

В Беларуси не сложилось единой традиции празднования Масленицы: в некоторых регионах этот праздник начинался в понедельник, в некоторых – в четверг, праздничные обряды отличались. Но главное оставалось общим: Масленица – это праздник, где каждому – и старому и малому – находилось время для внимания, почитания и угощения.

Обязательными обрядовыми блюдами праздничной недели были масло и сыр. Кроме того, встречали Масленицу с блинами. Это блюдо появлялось на столе каждый день в течение праздничной недели. Блинами поминали умерших родственников. Блинами угощали гостей, с блинами ходили в гости. Ели их с топленым маслом, со сметаной, с медом и вареньем, с рыбой и икрой, с чем угодно, кроме мяса. Масленая неделя по христианским традициям называлась мясопустной, то есть пустой от мяса.

Празднику предшествовали дни поминания предков. Суббота (а в некоторых регионах Беларуси четверг и пятница) перед Масленицей называлась Маслеными дедами. Утром в этот день хозяйка начинала печь блины. Самый первый блин она клала на особую тарелку и ставила в красный угол под образами. Вечером, когда приходило время начинать поминальный ужин, хозяин относил первый блин на чердак и ставил возле чердачного окошка. На третий день этот блин отдавали птицам, чтобы они, улетев, передали предкам привет от тех, кто их не забыл. За поминальным столом велись разговоры о дедах и прадедах, их делах. Во время таких бесед у детей формировалось чувство исторической памяти, уважение к своим корням, в их сознание закладывались традиции почитания предков.

Считалось, что днем на масленой неделе работать можно, а вечером – нет. Вечерами все ходили в гости: родственники к родственникам, соседи к соседям, парни к девушкам, старики к старикам. Дети и молодежь организовывали игры, катались на качелях, на санках с ледяных гор, ездили на лошадях. Люди среднего возраста особое внимание уделяли тем, кто в этом году вступил в брак. Все вместе с особым почтением относились к пожилым людям.

Каких только потех не было в дни Масленицы! Причем к забавам относились с полной серьезностью: считалось, что у тех, кто не будет участвовать в праздничных гуляниях на Масленицу, не будут плодиться и вестись домашние животные.

Задолго до начала праздника деревенские мужчины на крутом берегу реки или озера обустраивали горы для потех. Катание с горы на Масленицу считалось обязательным. Первую половину масленой недели с гор каталась неженатая молодежь, во второй половине – ледяные горки становились местом гуляний семейных пар, и только дети не покидали горки всю неделю. Наши предки верили, что это веселое занятие будет способствовать росту льна и конопли: чем дальше проедет на санках молодая хозяйка, тем длиннее будет у нее лен. А еще по тому, как далеко поедут санки с горы, пытались предугадать, как долго проживут их седоки.

Особо доставалось в праздничные дни парням-холостякам, что не женились в последний мясоед (время от Коляд до Масленицы). Односельчане заставляли их «таскать колодки», привязывая к ногам обрубок дерева. В различных регионах Беларуси этот обряд проводили по-разному. В некоторых местах в понедельник на масленой неделе собирались женщины, привязывали к «колодке» одним концом веревку или пояс и начинали обходить деревню. Если им встречался неженатый парень – другой конец привязывали к нему. Хочешь избавиться – откупайся угощением или деньгами. Где-то парни, на которых навешивали колодки, ходили по деревне и обязательно должны были зайти в каждый дом, где была незамужняя девушка. Она угощала гостей. Не остановиться с «колодкой» перед домом девушки считалось большим неуважением к ней.

В забавах не оставляли без внимания и молодые семьи. В Шкловском районе Могилевской области существовал обычай, который получил название «Падушкі трэсці». Девушки и женщины приходили к молодой хозяйке, которая недавно вышла замуж. Хозяйка обязана была поставить им угощение, или спрятать его под подушки. А если она жалела угощения, гости хватали подушки и на санях возили их по деревне, покрикивая: “Подушки продаем! Подушки продаем!”. Молодая хозяйка вынуждена была бежать за подругами и выкупать подушки деньгами.

На Масленицу могло наведаться в дом и настоящее «татарское нашествие» – односельчане в маскарадных костюмах. Костюмированная компания, обходившая все дома в деревне, могла вести себя довольно вольно – разбрасывала подушки, домашнюю утварь. Правда, вреда «погром» хозяйству не приносил, все было в рамках дозволенного. Заканчивалось все после того, как хозяйка выносила богатое угощение. Правда, если угощение компании казалось не очень щедрым, шалости могли продолжиться и во дворе. Любого встреченного человека на улице валили в сугроб, натирали ему щеки снегом.

С участием масок организовывались на масленой неделе игры «Похороны деда» и «Похороны бабы». Для этого делали из подручного материала чучело в рост человека, одевали его в костюм и проводили обряд в соответствии с ритуалом похорон. Все делалось с юмором. После «голошения» и «отпевания» чучело брали на руки, выносили из дома, клали на сани и везли в конец деревни. Односельчане выходили из домов, чтобы провести «покойного», бросали ему вслед шутки. Вариантов самих «похорон» существовало несколько: в некоторых регионах чучело вывозили за деревню, бросали в кусты и засыпали снегом, где-то сжигали, а в некоторых местах разрывали на куски и разбрасывали по околице. После «похорон» участники обряда возвращались в тот же дом на «поминальный» ужин, где продолжалось веселье.

Все эти забавы и обряды не проходили хаотично. Многое было привязано к определенным дням. Причем каждый день Масленицы имел свое название и свои обязательные ритуалы.

Понедельник – «Встреча». Этот день был символическим началом праздника. В этот день сооружали чучело или куклу Масленицы, олицетворяющую морозное время.

Вторник – «Заигрыш». С этого дня начинали ходить друг к другу в гости.

Среда – «Лакомка». Блинов на столе и гостей за столом становилось больше. В некоторых регионах среда была предназначена для посещения тещи – шли к «теще на блины». Там, где празднование Масленицы начинали в четверг, тещ навещали в пятницу. Четверг на масленой неделе назывался «широкий», «шривой», «толстый». Этот день начинали с того, что пекли блины для своей кормилицы – коровки, чтобы она была такой же гладкой. Оладьями угощали и других домашних животных. День был очень ответственным для тех хозяев, которые держали в домашнем хозяйстве коней. Именно в «широкий» четверг принято было объезжать жеребцов – молодых лошадей, которые достигли трехлетнего возраста. Это время считалось благоприятным тому, чтобы конь стал послушным помощником хозяину. В четверг на Масленицу односельчане приветствовали пастухов и определяли, кому доверить эту ответственную работу на следующий год. В некоторых районах в этот день дети навещали бабушек-повитух – тех, что помогли им появиться на свет. Для них готовили специальное угощение, которое варили из масла, сухого сыра и сметаны. После угощения дети возили бабушку по деревне на санках.

В пятницу проходили «тещины вечера». В этот день молодожены приезжали к родителям невесты. В каждом регионе, а возможно и в каждой деревне, были свои правила проведения праздника. Но посещение зятем тещи было обязательным. Если зять не приезжал в гости, это считалось неуважением с его стороны к родным жены. Такое невнимание могло даже поссорить семьи двух родов. В некоторых местах на такие встречи собиралась вся родня как с одной стороны, так и с другой.

В субботу проходили золовкины вечерки, когда родственники приходили друг к другу в гости. Еще в этот день молодежь каталась на лошадях. Сани и лошадиную упряжь украшали лентами и колокольчиками. Это занятие было не просто забавой, а имело свой смысл. «На Масленіцу ездзілі на конях ў далекую дарогу каб лен быў доўгім». Считалось, чем дальше отъедут молодые люди от своей деревни, тем длиннее вырастет лен в следующем году, тем лучше будет конопля.

В воскресенье на масленой неделе проходили проводы зимы. Чучело Масленицы водили по деревне и с заходом солнца сжигали на большом костре. Причем все жители деревни приносили в этот костер сломанные, потрепанные вещи. В некоторых районах последний день Масленицы становился днем, когда зазывали весну. Где-то ее встречали с караваем, где-то с выпеченными из теста жаворонками.

Воскресенье Масленицы – последний день перед великим постом. Считалось, что в этот день нужно сесть за стол семь раз, так как всех ожидал пост, который продолжался семь недель. Вечером, когда семья садилась за стол седьмой раз, все в последний раз перед постом ели пищу животного происхождения.

Воскресение на Масленицу называли Прощеным воскресеньем. В этот день все просили прощения друг у друга. Вечером прощения просили домочадцы в каждом доме. Хозяин садился в красный угол под образами, читал молитву и просил прощения у своих предков – дедов и прадедов. Затем по очереди, начиная от старшего, на середину комнаты выходили сыновья и дочери и просили прощения у отца: «Прасці, бацька родны, калі чым саграшыў перад табою, справай ці языком». Последней просила прощения мать большого семейства. После этого все домочадцы садились на скамьи – парни справа, девочки слева. Отец выходил на середину комнаты, трижды кланялся всем и также просил прощения за недобрые слова или плохие поступки. Самым высоким статусом прощения был наделен обряд очищения в церквях, где в конце богослужения священник просил прощения у всех прихожан. В ответ на его слова в храме рефреном звучало «Бог простит! Бог простит! Бог простит!».

Этим красивым и мудрым обрядом заканчивалась веселая Масленица. Наступало время воздержания и покаяния – Великий пост.

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

V открытый региональный конкурс детских инструментальных ансамблей состоялся на базе детской школы искусств г.Быхова

23 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Минтруда рассказали, какие изменения планируются в законе об охране труда в 2025 году

23 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине проходит республиканская молодежная ярмарка вакансий

23 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

В Беларуси появится собственная операционная система и браузер

23 апреля 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

ОРВИ у детей

23 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Минэнерго: БелАЭС позволила заместить 7,7 млрд кубометров природного газа

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Делегат ВНС: я готова активно и достойно работать на благо родной Беларуси

23 апреля 2024
В МИРЕ

Украинские власти переименуют более 340 населенных пунктов из-за отсылок к советскому прошлому

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Министр ЖКХ рассказал, когда в 2024 г. ждать роста тарифов на услуги

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля ГАИ района проводит Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Открой сезон без нарушений!»

23 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

13 апреля прямую телефонную линию проведет заместитель председателя Быховского райисполкома Виктор Агнетов

12 апреля 2024