Митрополит Павел: нередко работники церковных лавок являются источниками заблуждений и суеверий

Нередко именно работники церковных лавок являются источниками заблуждений и суеверий, говорится в докладе Митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, который опубликован на сайте Белорусского Экзархата, сообщает БЕЛТА.

index«Считаю необходимым призвать настоятелей контролировать деятельность продавцов церковных лавок не только с финансовой стороны, но и со стороны их взаимодействия с покупателями. Работники в церковной лавке должны быть вежливыми, приветливыми и компетентными. Нередко именно работники церковных лавок являются источниками всяких заблуждений и суеверий», — сказано в докладе Патриаршего Экзарха.

Митрополит также отметил, что именно священник несет полную ответственность за ту информацию, которую получают покупатели как в общении с продавцом его лавки, так и через печатную или аудиовизуальную продукцию, которая распространяется через такую лавку. Поэтому необходимо внимательно следить за ассортиментом церковных лавок.

При этом Экзарх, в частности, напоминает, что категорически воспрещена реализация литературы любой политической направленности, а вместе с ней и любой иной литературы, содержащей в себе информацию, напрямую не относящуюся к вероучению Церкви, ее истории и культуре. «Особо следует обратить внимание на недопустимость распространения националистической и экстремистской литературы, книг патриотической тематики, изданных в других государствах или же распространяющих идеи, противоречащие Конституции Республики Беларусь», — подчеркнул митрополит. Нельзя продавать и печатную продукцию, паразитирующую на суеверных страхах, богословских заблуждениях, предрассудках и псевдонаучных идеях. В том числе это относится к так называемому чину народного покаяния, призывам к бойкоту детских прививок и т.д.

«На церковные прилавки должна попадать только та печатная продукция, которая имеет грифы с соответствующим благословением священноначалия», — считает митрополит.

Что же касается икон и других предметов, то православным не должны предлагаться псевдоиконы, например, с Распутиным, а также другие подобные неканонические изображения. «Не должно быть никаких «оберегов» и «талисманов». В церковной лавке не должны продаваться предметы, которые не относятся ни к богослужению и благочестию, ни к церковным сувенирам. Если есть какие-то сомнения в ассортименте, следует согласовывать этот вопрос с епархиальным специалистом или руководством», — отметил предстоятель БПЦ.

Развивая тему, он заявил: «Нельзя продавать чистящие средства под предлогом того, что только ими можно чистить иконы, или стиральные порошки под предлогом того, что только ими можно стирать церковные облачения. Так скоро дело дойдет до торговли автомобилями, как будто только на таких-то автомобилях можно ездить священнику или православному христианину на службу». Митрополит обратил внимание, что, если приход беден и торговля — единственное средство для экономической поддержки, можно оформлять частное предпринимательство и торговать тем, чем можно по закону. Но делать это нужно не в церковной лавке.

Также в докладе сообщается, что все полученные ранее благословения на устроение церковных магазинов и размещение ящиков для пожертвований вне церковной ограды утратили свою силу. Нужно заново пройти перерегистрацию в установленном порядке в бухгалтерии епархиального управления.

Внесены и ограничения на деятельность лавок, находящихся вне церковной ограды. Так, в частности, были запрещены сбор записок, торговля свечами, землей для погребения. «За всем этим верующим нужно обращаться в храмы непосредственно», — сообщается в докладе.

Кроме того, митрополит назвал святотатством, когда деньги собираются для дел милосердия, но идут не на помощь больным и старикам, а на зарплаты алтарников либо на ремонт храма и бензин для машины настоятеля. «Процедуру контроля собранных средств под благотворительность нужно разработать Синодальной ревизионной комиссии и представить мне на утверждение», — резюмировал архиерей.