Неразгаданные тайны «Комсомольца»

Даже спустя 25 лет после гибели уникальной советской субмарины эксперты спорят о том, кто виноват в трагедии.

84940Двадцать пять лет назад мир потрясла трагедия атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». Катастрофа произошла 7 апреля 1989 года в Норвежском море, в 180 км юго-западнее острова Медвежий и в 490 км от норвежского побережья. До советской границы – 980 километров.

К тому времени атомный подводный крейсер уже третий месяц находился в автономном плавании. На её борту находилось 69 человек – членов экипажа и прикомандированных на время похода.

У них был уникальный корабль. Его корпус, целиком изготовленный из титана, позволил «Комсомольцу» установить абсолютный мировой рекорд глубины погружения среди подводных лодок – 1027 метров. По словам штурмана крейсера капитана 3 ранга Александра Бородина, обжатие корпуса при том погружении было таким, что стальную койку в его каюте выгнуло, как лук. Это случилось 4 августа 1985 года.

С той поры почти тридцать лет прошло – рекорд «Комсомольца» никем не побит. Впрочем, следует пояснить, что на километровую глубину К-278 нырял, конечно, не для того, чтобы удивлять мир. И строили его не для этого. Просто возможность уходить от противника в недостижимую для того бездну делала «Комсомолец» практически неуязвимым в бою. Ни одна противолодочная торпеда не смогла бы его там достать.

Он был неуязвимым в бою, а погиб в почти мирном походе из-за стечения роковых обстоятельств и человеческой безалаберности. Вкратце события развивались так.

7 апреля «Комсомолец» шел на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов. В 11.03 в 7-м отсеке возник пожар. Что, как и почему – точно уже никто не узнает. Возможной причиной специалисты назвали возгорание электрооборудования.

Экипаж тут же вступил в борьбу с огнем. Ликвидировать пламя, как положено в таких случаях, включением в отсеке ЛОХ (Лодочной Объёмной Химической системы пожаротушения) не удалось. Сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Попытка командира «Комсомольца» капитана 1 ранга Ванина продуть цистерны главного балласта для срочного всплытия лишь усугубила ситуацию: воздух высокого давления из прогоревшего трубопровода ворвался в 7-й отсек. Локальный пожар тут же превратился в объемный. Вспыхнул и 6-й отсек.

В 11.16 погибавший атомоход все-таки всплыл на поверхность Норвежского моря. Аварийно был заглушен реактор. Корабль замер со все возрастающим креном на правый борт. В 11.37 сигнал бедствия отправлен в штаб Северного флота. Из Североморска к «Комсомольцу» были экстренно направлены самолеты и гражданские суда, находившиеся в этом районе.

Но ситуация на подводной лодке продолжала быстро ухудшаться. В 16.40 капитан 1 ранга Ванин приказал готовиться к эвакуации экипажа и всем выходить на верхнюю палубу. В 17.08 К-278 ушла на дно. Уцелевшие члены ее экипажа оказались в ледяной воде.

В 18.20 к месту аварии прибыла плавбаза «Алексей Хлобыстов» и приступила к спасению ее державшихся на поверхности подводников. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 моряков, на борт «Алексея Хлобыстова» подняли 30 подводников и 16 тел погибших. А всего в тот день от воды и пожара погибли 42 члена экипажа.

О том, почему сгинул «Комсомолец», специалистами сказано немало. К лодке, до сих пор лежащей на дне Норвежского моря на глубине около трех километров, не раз снаряжали экспедиции. Лучшие технические умы – не только России, но и других стран мира – ломали головы над тем, как её поднять. Но пока так и не придумали.

Из тех, кто участвовал в последнем походе, на сегодня здравствуют всего 25 человек. Двое – офицер Федотко и мичман Григорян – умерли в конце первого десятилетия 2000-х. По словам их товарищей, они так и не отошли от травм. В первую очередь – моральных.

─​ Оба долго и тяжело болели, – вздыхает Роза Маркова, руководитель благотворительной организации «Общество памяти АПЛ «Комсомолец», мать погибшего в Норвежском море старшего лейтенанта Сергея Маркова. – Тяжело сейчас болен и вице-адмирал Чернов (он был в свое время председателем комиссии по опытной эксплуатации «К-278», а после гибели лодки руководил расследованием обстоятельств этого ЧП – авт.). Именно Евгений Дмитриевич Чернов создал наше общество. В настоящее время оно объединяет родственников не только членов экипажа «Комсомольца», но и других погибших экипажей подводных лодок.

 – Когда случилась трагедия с «Комсомольцем», правительство страны обещало, что «никогда не забудет моряков-героев», а их близких всячески будет поддерживать. Выполняется это обещание?

─​ За 25 лет столько изменилось… Уже и страны той нет, которой служили наши мужья и сыновья. Что сказать? Нынешние российские законы не способствуют выполнению обещаний. Например, в администрации Петербурга нас на словах поддерживают. Но закон запрещает использовать для этого бюджетные средства. А как без средств организовать и провести тот же вечер памяти?

Не так давно мы написали письмо президенту Путину, рассказали о проблемах, внесли свои предложения. Результат? Из президентской администрации наше письмо переслали в Министерство обороны РФ. А оттуда сообщили, что им хватает забот о нынешней армии…

 – Позвольте личный вопрос, Роза Алексеевна. Ваш единственный сын Сергей погиб в Норвежском море, успев покинуть тонущую лодку, замерз в ледяной воде. Вы выясняли, почему это случилось?

─​ Говорили, что со спасательными плотами были проблемы. Один из двух плотов раскрылся далеко от субмарины, а второй перевернулся. За него можно было только держаться, находясь по пояс в воде. А как держаться, когда руки-ноги коченеют уже через пять минут?.. Ещё я слышала о норвежском самолете, который якобы хотел помочь нашим мальчикам, да советское командование не позволило. Много было разных версий. Одно поняла: подвела несовершенная техника.

На некоторые вопросы  пролил свет капитан 1 ранга в отставке Борис Коляда. На время похода он был прикомандирован на лодку старшим на борту.

─​ Самолету норвежских ВВС «Орион», который первым оказался на месте гибели «Комсомольца», никто не запрещал помогать нам, барахтавшимся в холодном море, – рассказывает Борис Григорьевич. – Правда, никто и не просил об этом. А сами норвежцы инициативы не проявили. В какой-то момент «Орион» стал даже мешать появившемуся вскоре нашему самолету, пытавшемуся сбросить спасательные плоты.

С теми двумя плотами, что у нас были, к сожалению, возникли проблемы. Один раскрылся вверх дном из-за того, что на него ещё на лодке положили тела двух погибших моряков. Надо было очень быстро освободить плот, а тела-то тяжелые…

Второй плот улетел от корабля больше чем на сто метров. Не догнать по холодным волнам. В общем, если коротко: корабль погубила цепь трагических случайностей.

– Командир «Комсомольца» Ванин, отдав необходимые команды по спасению личного состава, зачем-то вновь спустился в тонущую уже субмарину…

─​ Не зачем-то, а за своими боевыми товарищами. Командир всегда последним покидает корабль. Ванин не мог поступить иначе. Мы вместе поднимались с ним по трапу. Думали – позади живых нет. В какой-то момент я обернулся – командир стремительно спускался вниз. Видимо, что-то услышал, понял, что в отсеках кто-то еще есть. Бросить их? Невозможно. Как потом оказалось, Ванин помог спастись из тонущего атомохода мичману Слюсаренко.

– Как сложилась ваша жизнь после «Комсомольца», Борис Григорьевич? Наверное, ушли вскоре со службы, тяжело ведь, пережив такое!..

─​ Нет, не ушел, служил до 1998 года. Ходил в дальние походы, правда – на надводных кораблях. Вырастил смену – сын Григорий стал кадровым флотским офицером, служит в Калининграде.

Одним из тех, кто после гибели «Комсомольца» в составе госкомиссии разбирался в обстоятельствах трагедии, был капитан 2 ранга Александр Покровский, ныне известный писатель-маринист.

 – Александр Михайлович, как вы стали членом комиссии по расследованию ЧП с «Комсомольцем»?

─​ Я в комиссии работал. Но не был её членом. И акт подписывал не я. Задача же была одна: выяснить причины пожара в кормовом отсеке лодки. Мы выяснили: неисправный дозатор кислорода.

 – Боже мой, из-за такой мелочи – 42 потерянные человеческие жизни!..

─​ На флоте, на кораблях, тем более подводных, мелочей не бывает. Важно всё. Так вот о дозиметре. Из-за его неисправности, кислород поступал в кормовой отсек в неконтролируемых количествах. Его процентное содержание могло достигать минимум 37 % и более. Это показали расчеты. Расчеты были грубые, поскольку конкретное время выхода дозатора из строя установить не удалось. При такой концентрации возможно самовозгорание ветоши, одежды, паров масла и т.д. Вот и возгорелось… Выгорело два кормовых отсека. Лодка потеряла продольную остойчивость и затонула.

– Не помню, чтобы выводы комиссии публиковались открыто. Или пропустила?

─​ Насколько я знаю, причины самого возгорания установить так и не удалось. Все указывало на конструктивные недостатки. А также на человеческий фактор. Очень много было наложений двух этих составляющих.

Например, на уникальную лодку, каковой являлся «Комсомолец», с количеством членов экипажа менее 70 человек поставили стандартную кислородную установку К-4 (четыре кубометра кислорода в час). Хотя достаточно было разработать и установку на два кубометра – это небольшие деньги. Как результат, К-4 работала на пониженных параметрах. А в случае неисправности дозатора в открытом положении способна была закислородить отсек очень быстро. Это о конструктивных недостатках.

А пресловутый человеческий фактор проявился в неумелых действиях экипажа в борьбе за живучесть. Выразилось это, прежде всего, в том, что баллоны воздуха высокого давления (ВВД) над горящим отсеком не надо бы ставить за борт. Это привело к тому, что воздух продолжал поступать в отсек и при закрытом клапане ВВД – там от высокой температуры выгорела паронитовая прокладка, герметизирующая клапан в закрытом положении.

Выводы комиссии можно найти в книге главного конструктора проекта Романова – там изложена официальная версия. Но в выводах конструктивным недостаткам места почти не нашлось. Главный упор автором сделан на слабую подготовленность экипажа. С чем можно согласиться, но лишь отчасти. Некоторые конструктивные недостатки я привел, и они определяющие.

– В тот поход на «Комсомольце» ушел, известно, второй экипаж. Традиционно его подготовка считает хуже, чем у первого. Видимо, это тоже сказалось. Мне ваши коллеги-офицеры рассказывали как-то, что проблема со спасательными плотами возникла именно из-за профессиональной неподготовленности участников похода к возможному ЧП.

─​ Да, экипаж стал выносить спасательные плоты из лодки, хотя для их автоматической отдачи надо было всего лишь произвести несложные манипуляции внутри корабля. Кроме того, большая часть людей погибла от переохлаждения в воде, поскольку в море они падали в том, в чем были. Но когда валишься за борт, ты хоть подготовься к этому! Надень спасательный гидрокомбинезон подводника (СГП). В нем руки расставил – и плавай на волне сколько хочешь. Половину экипажа мы от переохлаждения потеряли.

 – Герой Советского Союза вице-адмирал Евгений Чернов в начале 1990-х говорил мне, что и его обвиняли в гибели лодки. Он ведь возглавлял комиссию по её приемке в 1983-м. Очень переживал из-за этого. Что скажете по этому поводу? Из Чернова, похоже, хотели сделать «стрелочника»?

─​ Стрелочников у нас всегда ищут. Только не среди конструкторов. Чернов не первый и не последний в этом отношении из моряков.

 – На ваш взгляд, всё ли было сделано для спасения тех моряков «Комсомольца», кто оказался в ледяной воде Норвежского моря? Первая помощь – отечественная рыболовецкая плавбаза «Алексей Хлыстов», подоспела к месту только через сорок минут.

─​ Для спасения экипажа сделали все, что могли: направили туда все надводные корабли и суда, оказавшиеся поблизости.

 – Американцы тогда «оторвались», не то чтобы радуясь гибели субмарины и людей, но злорадствуя в адрес СССР. Но и у них ведь случались происшествия на морях-океанах. Если сравнить, как вело себя в таких случаях руководство их флота, насколько защищены семьи их и наших моряков?

─​ Американцы очень хорошо защищены. Застрахованы и людьми там никто не рискует. У нас все аварии от того, что такое отношение к людям. Я бы сказал – пренебрежительное.

 – У вас, когда сами плавали на подводных лодках, случались серьезные происшествия?

─​ Такого рода ЧП как на «Комсомольце», конечно, не было. По мелочи: два-три мелких пожара за автономку. Это практически норма на нашем флоте. Пару раз проваливались на глубину, но командир спас – вовремя давал команду на всплытие. Все зависит от командира, экипажа, выучки, слаженности работы. «Сплаванности» экипажа. Это всё тренируется.

С 1995 года, согласно Приказу Главнокомандующего ВМФ РФ, 7 апреля в России отмечается как День памяти погибших подводников – в память о трагедии в Норвежском море.

Справка:

Основные тактико-технические данные АПЛ «Комсомолец»

водоизмещение надводное – 7800 тонн;

водоизмещение подводное – 9700 тонн;

длина – 110 метров;

ширина – 12 метров;

скорость подводная – 26 узлов (по другим данным 36-38 узлов);

глубина погружения – до 1000 метров;

экипаж – 65 человек.

svpressa.ru

Последние новости

ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

16 апреля – День осведомленности о стрессе

16 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

РИКЗ: более 36 тыс. абитуриентов записались на ЦТ

16 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

Samsung обошла Apple по числу продаж смартфонов

16 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Головченко призвал россиян нарастить инвестиции в сферу туризма Беларуси

16 апреля 2024
В МИРЕ

Си Цзиньпин предложил четыре принципа урегулирования украинского кризиса

16 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

ЦИК: первое заседание ВНС седьмого созыва состоится 24 и 25 апреля

16 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине заложили березовую рощу “Звезда героев”. ФОТО

16 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

“Есть чем гордиться, но надо двигаться дальше”. Вот что требует Лукашенко от сельского хозяйства

16 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Более 6 тыс. молодых людей Могилевской области будут работать в студотрядах

16 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Александр Лукашенко подписал указ о социальной поддержке отдельных категорий граждан

16 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

На Быховщине отметили День беременных

9 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Акция «Наш животновод» проходит на Быховщине

3 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Житель Быховского района привлечён к административной ответственности за сжигание травы

3 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел 1-й этап областного фестиваля управленческого опыта руководителей учреждений общего среднего образования «Лидер образования»

8 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане в числе победителей областного этапа республиканского конкурса на лучший детский рисунок на экологическую тематику

3 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Быховчан приглашают принять участие в едином дне озеленения

3 апреля 2024