Хотите не хотите ли, но все мы – потребители

0000199_331001Что делать, если вышел из строя купленный в интернет-магазине мобильник? В каком случае покупателю не обойтись без письменной жалобы? Можно ли после окончания срока гарантии на покупку обратиться к продавцу с претензией к ее качеству?

Количество потребляемых нами услуг и товаров растет из года в год. По статистике, увеличивается и количество жалоб на сферу обслуживания и торговли. Возможно, таких нареканий было бы гораздо меньше, если бы каждый из нас владел информацией о том, как правильно защитить свои права в случае их нарушения.

На вопросы читателей отвечает председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна СУША.

— Снимаю квартиру на проспекте Пушкина. Вода в кране периодически сильно отдает хлоркой, а иногда и ржавая. Но я не ответственный квартиросъемщик, поэтому не знаю, имею ли право обратиться в ЖЭС или к руководству водоканала с жалобой…

— И вы, и владелец квартиры имеете право обратиться с письменным заявлением в адрес главного врача Центра гигиены и эпидемиологии вашего района с жалобой на качество воды. Данная служба сделает контрольный забор и даст заключение, с которым вы можете обращаться к руководству водоканала и требовать улучшения качества воды.

— Купил три месяца назад мобильный телефон в интернет-магазине. Через месяц появился шум в трубке. Те, у кого я покупал мобильник, посоветовали отвезти его в гарантийную мастерскую. Там его немного подремонтировали, но шум не пропал, и я во второй раз обратился в “гарантийку”. Телефон приняли, но вот уже неделю тянут с починкой.

— У сервисного центра есть 14 дней для устранения дефекта. Если мастера по истечении двух недель ремонта признают, что поломка неустранима, вы имеете полное право предъявить требования к продавцу и поменять телефон на аналогичный или расторгнуть договор, вернув свои деньги.

Предварительно выясните, сколько стоит сейчас такая модель. Если телефон подорожал, то выплата должна быть произведена с учетом стоимости на сегодняшний день, если подешевел, то имеете право требовать сумму, которую платили. И еще: на время нахождения аппарата в ремонте вы имеете полное право по вашему заявлению в трехдневный срок получить в сервис-центре во временное пользование аналогичный телефон.

— Домофон в нашем подъезде установлен был давно и неплохо работал. Но ЖЭС решил его заменить. Вернее, замену производила специализирующаяся на этом фирма. После установки домофона ее представители обходили всех жильцов, предлагая владельцам каждой квартиры бесплатно по одному чипу для открытия домофона. А остальные аналогичные ключи для всех членов семьи продавали по 50 тысяч рублей за штуку. Имеют ли право с нас требовать деньги за дополнительные чипы, если жильцы не просили менять домофон?

— Потребитель имеет право обратиться к той организации, которая устанавливала домофон, потребовать не чинить препятствия для входа в жилище и предоставить необходимое количество бесплатных чипов для всех членов семьи, проживающих в данной квартире.

— Как-то обедал в кафе, и мне показалось, что в салате, который я заказал, меньше, чем положено, дорогостоящих ингредиентов — оливок, креветок и мидий. Как доказать свою правоту в случае, если возникло подозрение, что вас обвесили подобным образом?

— Обвес и обсчет — экономические преступления, которые фиксируются на месте. Для этого можно пригласить представителей правопорядка и произвести тут же отбор проб этих ингредиентов, взвесив их. Хотя в реальности чаще всего такую “контрольную закупку” вместе с экспертом провести вряд ли возможно. Лучше всего сделать запись в книге замечаний и предложений. Такой жест заставит администрацию кафе задуматься над ошибками. При повторении подобной ситуации можно обратиться с письменным заявлением в торговую инспекцию Министерства торговли с просьбой проверить данное заведение общепита “на честность”.

— В начале зимнего сезона жена купила сапоги на вещевом рынке. Срок гарантии уже закончился, а недавно на голенище сапога разъехалась кожа. Думали отнести сапоги в ремонт, но, может, я их еще могу вернуть продавцу? Жаль только, что чек мы потеряли.

— Даже по истечении срока гарантии, но в пределах двух лет, у потребителя есть право обратиться к продавцу по вопросу качества товара. К примеру, коробка, на которой есть запись о продаже, может быть доказательством, что сапоги куплены именно у данного продавца. Поэтому обувь обязаны принять и вернуть вам деньги. Откажут — проведите экспертизу, при наличии производственных дефектов ваши требования являются обоснованными.

— Купили в Польше пылесос. Пару дней назад он сломался, но до конца гарантийного срока еще месяц. Можно ли починить его по гарантии в Беларуси?

— Думаю, тот продавец, у которого был приобретен пылесос, вряд ли заключал договор с белорусским сервисным центром. Поэтому починить прибор по гарантии в нашей стране вам вряд ли удастся.

— Почему нередко продавцы на рынке отказываются продавать товар с витрины? Их аргументом, как правило, является то, что те же, к примеру, перчатки, платье или шляпа являются образцами и продаже не подлежат. Имеют ли они право отказать в такой покупке?

— Да, имеют. Это образцы, которые действительно не подлежат продаже. При ближайшем рассмотрении они могут оказаться нетоварного вида — выгоревшие на солнце или примятые.

— Покупая на рынке помидоры, обратила внимание на то, что в ящике находятся плоды разного “калибра” и качества. Одни красивые и свежие, а другие — мятые и подгнившие. Цена же общая — 22 тысячи за килограмм. Продавец не разрешила покупателям самим выбирать товар. (К слову, летом недозрелые овощи иногда продают вперемешку с созревшими). Прав ли продавец в таком случае? Если нет, то куда и кому жаловаться на такую ситуацию?

— Покупатель, конечно, имеет право выбрать товар. Но если продавец стоит на своем, грубит, лучше найдите другого и купите более качественные овощи или фрукты. Пусть вы заплатите чуть дороже, зато сбережете нервы.

— Что делать, если возникло подозрение в том, что вас обвесили или обсчитали на рынке? В магазине проще — там выдают чек и можно потребовать снятия кассы и пересчета денег.

— Не теряйтесь, на каждом рынке есть контрольные весы. Подойдите к ним вместе с администратором и перевесьте товар. Если вас обсчитали, требуйте возвращения разницы.

— Моя знакомая, очень уважаемая учительница, едва не попала в больницу с гипертоническим кризом после случившегося с ней в одном из минских супермаркетов. Решив купить булочку в кулинарном отделе, оторвала целлофановый пакетик стоимостью 50 рублей, но в это время ей позвонили из дома по мобильнику и сообщили, что заболел ребенок. Она, забыв обо всем, машинально сунула пакетик в карман и побежала к выходу. Но у кассы ее остановили охранники и вместе с продавцами стали грубо обвинять в воровстве. Не помогли ни оправдания, ни слезы. Женщину завели в полуподвальное помещение, где был кабинет заведующей, требовали заплатить штраф, грозились сообщить на работу. Скажите, разве такое обращение с покупателями допустимо?

— Пакетик, сколько бы он ни стоил, является собственностью магазина. Но поведение охранников супермаркета в данном случае было некорректным. Они должны оценивать ситуацию сразу и понимать, кто может быть настоящим воришкой, а кто “согрешил” по невнимательности и без злого умысла.

— В 2009 году мы заменили старые окна на стеклопакеты. Через год одно окно разгерметизировалось и начало промерзать. В фирме извинились и поменяли бракованное окно на новое. Но позапрошлой зимой вышли из строя еще три окна. На просьбу устранить брак тогда никто не отозвался. Нынешней зимой — такая же ситуация. В фирме пообещали, что отремонтируют или заменят окна, когда потеплеет. Мы не стали ждать повторения прошлогодней ситуации и написали на адрес фирмы официальное письмо, где просили решить проблему до 1 марта. Но складывается такое впечатление, что о нас просто забыли.

— Вы поступили правильно, когда обратились с письменным требованием. Но так как оно до сих пор не удовлетворено, обращайтесь в гражданский суд с иском, в котором четко определите, чего вы хотите: или расторжения договора с возвратом денег, или замены окон. Приложите копию письма, которую вы направляли в фирму, и извещение о том, что там его получили. К слову, при подаче искового заявления налог (госпошлину) вам платить не придется. Если потребуется, суд назначит экспертизу.

— Купленное молоко в пакете, срок годности которого еще не вышел, оказалось прокисшим. Можно ли вернуть такой продукт в магазин, ведь, как правило, кассовый чек мы не храним?

— Дело в том, что отсутствие у потребителя чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требования. Доказательством является и маркировка магазина. Но стоит поспешить, не тянуть с возвратом пакета молока в магазин. Иначе вас могут упрекнуть в том, что именно вы виноваты в порче продукта.

— Мы с мужем — дачники со стажем. И в этом году с нетерпением ждем открытия сезона. Но настроение испортилось из-за того, что купленные на рынке семена помидоров и перцев так и не взошли, хотя мы их дважды пересевали. Как теперь доказать, что нас просто обманули, предложив некачественные семена?

— Единственный совет: приобретайте семена и посадочный материал в специализированных магазинах. Не покупайте семена на переносных точках, с рук. Дешевле — не значит качественней.

ng.by

Последние новости

ГЛАВНОЕ

Замена убыточных стационарных магазинов на селе автолавками продолжается в Беларуси

28 марта 2024
ЭКОНОМИКА

Ранние яровые зерновые и зернобобовые в Беларуси посеяны почти на 23% площадей

28 марта 2024
КАЛЕЙДОСКОП

65 киви за минуту: что американец сделал с фруктами, чтобы попасть в Книгу рекордов Гиннесса

27 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Коклюш: что за болезнь и чем она опасна

27 марта 2024
ТЕХНОЛОГИИ

В Беларуси специалистов по захоронению радиоактивных отходов будут готовить при содействии «Росатома»

27 марта 2024
ЭКОНОМИКА

В Беларуси повышают размер суточных при командировках

27 марта 2024
В МИРЕ

Число пострадавших при теракте в “Крокус Сити Холле” увеличилось до 360

27 марта 2024
ГЛАВНОЕ

29 марта пройдёт Единый день безопасности дорожного движения

27 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко встретился с делегацией Омской области

27 марта 2024
80 мирных лет

В Быхове определены победители конкурса детского рисунка «Нам мир завещано беречь»

27 марта 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Быховские правоохранители в течение суток раскрыли уголовное преступление

25 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Как в условиях модернизации Быховской ЦРБ оказывается медицинская помощь жителям района

25 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове чествовали лучших работников коммунальной сферы

21 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быховском районе горела баня

26 марта 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине состоялось очередное заседание комиссии по содействию занятости населения райисполкома

20 марта 2024
КУЛЬТУРА

Быхаўчан запрашаюць на тыдзень традыцыйнага мастацтва

21 марта 2024
ГЛАВНОЕ

Сергей Антонов, известный быховчанам своими писаниной и видосиками на экстремистских каналах, подался в бега

20 марта 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

О мерах предосторожности в паводковый период

15 марта 2024