В 2013-м на мобильную связь пожаловались 19.200 абонентов

Потеря связи, пожалуй, сегодня один из самых распространенных страхов во всем мире. Пропади одномоментно сотовый сигнал — и почти 7 млрд. абонентов по всей планете вмиг станут беспомощными и незащищенными. Впрочем, как показывает практика, не в должной мере защищены они и при работающих мобильных телефонах. И белорусские «держатели трубок», к сожалению, не исключение.

imagesИх, к слову, в стране, по данным статистики, в начале 2014 года было 11,1 млн. Для сравнения: численность населения на ту же дату составила 9,468 млн. человек. Только в прошлом году новыми сим-картами обзавелись 438 тыс. человек. В результате суммарная клиентская база двух крупнейших мобильных операторов превысила 10,2 млн. абонентов («семья» «Велком» в 2013-м расширилась до 4,947 млн. человек, МТС — до 5,39 млн.). И, похоже, это не предел. Ведь мобильной связью в настоящее время охвачено 98,4 % территории страны, на которой проживает 99,9 % населения. А значит, основной ранее принцип при подключении к определенной компании «ловит — не ловит» постепенно сходит на нет. Во главу угла все чаще ставится выгодный тарифный план, причем для звонков и «серфинга» по Интернету могут одновременно использоваться продукты конкурентов. Немаловажный фактор при выборе логотипа на сим-карте — качество связи. Замечено: как только в деревнях появляется хороший устойчивый сигнал, бабушки и дедушки тотчас же начинают осваивать мобильники.

Но параллельно с возможностью «достучаться» до нужного человека в любое время мы порой можем услышать чеканные слова голосовой почты. Ненужный автоответчик включается сам, после длинных гудков. Даже если вам ему нечего сказать, энную сумму с вашего счета все равно спишут. Вот так, без предупреждения, которое обязательно действует при подключении к платным услугам в стационарной телефонной сети. Возмущенные абоненты сетуют на нарушение прав потребителей. В свою очередь начальник Управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Ирина Барышникова объясняет: «Вы можете отказаться от подключения к определителю номера. Абонент сам выбрал эту услугу, а значит, осознает, что звонящий ему может попасть на растраты. Если вы не хотите поставить в такое же положение своих друзей, при заключении договора изучите пакет предоставляемых услуг. Не нужны какие-то — попросите их исключить. Или уже при пользовании можно удалить некоторые из них в ручном режиме».

Кстати, в Минторге замечают: если бы люди внимательнее читали договоры — многих бы спорных вопросов удалось избежать. Например, получения SMS с навязчивой рекламой оператора. Так, подписывая бумаги, клиент должен поставить свой автограф в том числе и под графой о согласии получать сообщения от компании. Но в спешке будущие держатели фирменной сим-карты подмахивают документы не глядя. Хорошо, что, подумав или устав от обилия получаемых новостей, можно отменить свое решение. Достаточно снова обратиться к оператору. «Изначально все вопросы стоит попробовать решить с субъектом хозяйствования, потом идти в местные исполкомы. Не удовлетворило рассмотрение — нужно обратиться в Минторг или иной республиканский орган, который регулирует сферу спорного вопроса», — объясняет алгоритм действий Ирина Барышникова и замечает, что операторы довольно часто идут навстречу потребителям. Так, в 2013 году в компании, предоставляющие услуги сотовой связи, поступило 19,2 тыс. жалоб граждан на качество услуг. При этом в Министерство связи и информатизации было адресовано только 66 таких обращений.

Не совсем в компетенции ведомства претензии к SMS-спаму из салонов красоты, аптек и магазинов, каждый день вещающих о новинках, акциях, распродажах. Оставили вы свой номер добровольно или его указал ваш добрый знакомый — завтра же вы можете отменить рассылку, потребовав у отправителя прекратить засорять телефон ненужной информацией. А вот сообщения, где пользователя честно предупреждают о грядущем изменении стоимости услуг или порядка обслуживания, не помешали бы, считают в Минторге. Ведь пока мобильные компании должны за 10 дней предупреждать абонентов путем публикации новостей в СМИ и на своих сайтах. А вдруг потребитель проглядел? «Постараемся в этой части улучшить законодательную базу», — говорят представители торгового ведомства.

respublika.info