Количество сельских школ на Могилевщине сокращается, но качество образования при этом не страдает

Количество сельских школ на Могилевщине сокращается, но качество образования при этом не страдает

Стоит ли бояться оптимизации сельских школ? Не останутся ли не у дел трудовые коллективы расформированных учебных заведений? И будет ли польза ученикам от перехода в новые большие школы? Об этом — в разговоре с начальником управления образования Могилевского облисполкома Владимиром Рыжковым.

index– Да, в самом деле, к сельским школам по всей республике сегодня подход особенный. И Могилевская область здесь не исключение. Ежегодно в регионе попадают под оптимизационные процессы порядка 30 учебных заведений. Закрываются 12—15 школ. Реорганизуются из средних в базовые или из базовых и средних в начальные порядка 15—18. За последние 15—17 лет мы сократили в сельских регионах более половины школ, то есть оптимизация идет уже давно.

Но нужно понимать, что оптимизация предполагает не только и не столько сокращение количества учебных заведений. В первую очередь речь идет о высокой эффективности образовательного процесса в целом. Ведь, к сожалению, малокомплектные школы не могут дать качественное образование по ряду причин.

— Каких, к примеру?

— Во-первых, мы испытываем голод на квалифицированные кадры. Это связано и с оплатой труда, и с демографией. Так или иначе, но все отрасли сегодня потребляют большее количество специалистов, чем раньше, а выпуск из школ сокращается, и сегодня мы находимся на нижней планке демографической «ямы». Даже в городах уже не так часто строятся новые школы.

И в последующем большого прироста детей в школах наблюдаться не будет. В прошлом году в первые классы области пришло лишь на 200 человек больше, чем в позапрошлом. Так что в дальнейшем прирост будет не более чем в 500 учеников. И чтобы выйти на более или менее приемлемый уровень по демографии, потребуется несколько лет.

Во-вторых, в классах сельских школ должно быть достаточно учеников, чтобы иметь возможность разноуровневого обучения, дифференциации и соревновательного принципа между учащимися, когда дети тянутся друг за другом. Поэтому и идет плановое укрупнение классов, школьников отвозят в более крупные, в первую очередь расположенные в агрогородках, школы.

Оптимизация, по большому счету, повысит качество образовательного процесса. Меньше школ, а значит, их легче и удобнее обеспечить учебным оборудованием, квалифицированными кадрами.

— Знаю, что Могилевская область по-особенному подошла к кадрам, которые освободились после оптимизации школ.

— Перед началом этого учебного года Банк развития передал каждой области по 10 школьных автобусов, а также взялся подготовить водителей для них. И в нашей области, единственной из всех, эти десять автобусов мы обеспечили женщинами-водителями, бывшими работницами школ. В результате у нас есть и педагоги, которые подвозят детей, и даже завуч школы из Быховского района — у нее небольшая педагогическая нагрузка. Кроме этого, она работает на полставки водителем.

— То есть учителя не остаются не у дел. А ученики, особенно старшеклассники? Ведь в деревнях все чаще сохраняются начальные школы или базовые, но не средние.

— Для ребят, которые обучаются в старших классах сельской школы, сегодня открывается масса возможностей. Помимо обычной средней школы, это обширная сеть профессионально-технических учебных заведений. Или лицеи, в которые могут идти выпускники, чтобы затем с этой ступеньки подняться выше — пойти в вуз. Что касается школ, то стараемся держать наполняемость классов не менее пяти человек, особенно в выпускных. Потому что эффективность функционирования малокомплектных классов невысока, а для подготовки к поступлению в профтехзаведения и лицеи нужна нормальная конкурентная среда.

— Бытует мнение, что если школа закрылась — то, считай, деревня умерла… Владимир Владимирович, вы с этим согласны?

— Школы в деревнях закрываются последними из всех учреждений. Ведь 50 и даже 30 учеников в школе — это еще не повод к ее сокращению. Вот если ребят осталось 25 и меньше, тогда стоит уже задуматься. Но все равно это поэтапный процесс. Закрывать одним махом малокомплектные школы во всех деревнях — тоже не выход. Есть школы, которые пока мы сегодня оставляем из-за пожеланий родителей. Но они должны понимать, что эффективного образовательного процесса в этих учебных заведениях добиться сложно. Сохраняются школы в первую очередь в агрогородках, и они сегодня готовы принять большое количество детей.

Беларуская ніва

Последние новости

КУЛЬТУРА

«Славянский базар в Витебске»: что в программе международного фестиваля искусств

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В Быхове состоялся митинг-реквием «Чернобыльский набат»

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Что делать, если ваш дом затапливает

26 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Члены Совета Республики проведут единый день приема граждан в Гомельской области

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля – день трагедии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
СПОРТ

Бокий выиграл третье золото на чемпионате Европы по параплаванию

26 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024