Леворукость – не проблема
Многие родители проявляют беспокойство, когда заметят, что их дети пишут или рисуют не правой рукой, а левой, пытаются их переучить или даже обращаются к врачам. Но что же такое леворукость и стоит ли беспокоиться родителям левшей?
Мозг взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение другому, так как в одном и в другом полушарии сосредоточены совершенно различные центры жизнедеятельности человека.
Например, левое отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и художественное творчество, образное мышление. Только после кризиса 3-х лет начинают вырисовываться различия между «праворукими» и «леворукими» детьми.
«Правополушарный» ребенок, левша отличается от своих сверстников не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина.
Все отмечают большие музыкальные способности «левшей», для них не редок абсолютный слух. Но в это же время им свойственна задержка речи и затруднительность произношения различных звуков.
Такой ребенок непосредственен, доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений, плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчив в осуществлении желаний.
Ему с трудом даются чтение и письмо, овладение которыми в раннем возрасте оказывается непосильным, а в первом классе может вызвать некоторые трудности.
В обыденной жизни «левше» придется труднее, чем «правше». Ведь большинство предметов, которыми мы пользуемся, приспособлены «под правую руку» – дверные ручки, замки, отвертки, музыкальные инструменты, автомобили. Но, как правило, «левши» очень быстро адаптируются и не испытывают никаких затруднений.
Насильственное переучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейся системы головного мозга, ведет, как правило, к нежелательным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым, плохо спать, кушать.
Кроме нарушений эмоциональной сферы, переучивание нередко сопровождается и другими осложнениями: заиканием, ночным недержанием мочи, кожными заболеваниями. Появляются жалобы на головные боли, на усталость в правой руке, повышенную утомляемость и снижение работоспособности.
Иногда до 3-5 лет у детей наблюдается оберукость, когда они используют в играх и в самообслуживании обе руки, не отдавая предпочтения какой-либо из них. В этот период еще доступны осторожные попытки обучить ребенка праворуким действиям. Однако эти попытки должны протекать без какого-либо насилия, диктата, окриков. Если же ребенок постоянно сопротивляется этим попыткам, их надо остановить.
Особенно беспокойство о леворукости ребенка возникает у родителей перед поступлением в школу.
Поэтому в возрасте 5-6 лет проводится более подробная диагностика леворукости. Для леворукого ребенка следует создать определенные условия не только дома, но и в школе. Обязательно следует выделить такому ребенку за столом, партой место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа. Дома же, организуя место для занятий, выполнения уроков, необходимо сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал с правой стороны.
Несколько советов, как нужно вести себя с ребенком левшой.
Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, будьте чуткими и доброжелательными с ним. Создайте благоприятный климат для него в семье.
Примите как должное особенность ребенка и не пытайтесь превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.
Хвалите за самые малейшие успехи и поощряйте его художественный или музыкальный дар, но не стремитесь «приготовить» вундеркинда.
Старайтесь чаще делать малышу сюрпризы.
Если после пятилетнего возраста вы заметите у ребенка непонятные вам навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь к специалисту.
Таким образом, родителям следует всячески препятствовать появлению в жизни леворукого ребенка комплексов неполноценности. Воспринимайте его таким, какой он есть, и тогда леворукость не превратится в проблему.
Татьяна АЛЕКСА, логопед УЗ «Быховская ЦРБ»