Сколько еще продлится автомобильный “хапун” в Беларуси?

2011-й запомнится в Беларуси многими событиями. В том числе и Великим Автомобильным Хапуном. Такие всплески были и раньше – мы уже который год живем в условиях “скоро поднимут растаможку”. Но на этот раз страна превратилась в один большой авторынок международного масштаба.

“Танцуют все” – от обители дизельных авто Франции до Урала, суровые жители которого прибывают в Минск за “хорошей бэушкой” аж на самолетах. Танцевать осталось недолго – 1 июля 2011 года пошлины на автомобили должны вырасти, как и прописано в документах Таможенного союза.

Западная Европа в очередной раз довольно потирает руки и говорит нам – белорусам, литовцам, россиянам и казахам – спасибо. За то, что избавляем их цивилизацию от автохлама. Ведь мы не покупаем у них “свежие” подержанные автомобили с небольшими пробегами и хорошей сервисной историей – дорого. Посмотрите на автомобильные караваны, что идут на восток: кузова битые, одометры разменяли вторую, а то и третью сотню тысяч километров. Пробег обязательно отмотают до идеологически правильных “154 579” и выставят на рынке с надписью “не бита, не крашена”.

Зато наши соседи-литовцы – мастера слепить конфетку из любого исходного продукта – перестали “марафетить” машины. Поэтому продают прямо с автовозов, как есть – им нужно сбыть как можно быстрее и отправиться в следующую ходку. А “балторуссы” и так купят – разметают все более-менее нормальные варианты и потом стоят в километровых очередях на погранпереходах.

На белорусских авторынках ситуация похожая. Цены выросли процентов на 20-30%. На площадках все больше железных коней, которые еле держатся на ногах-подвесках и просят замутненными фарами только об одном – “пристрелите меня”. Но нет, и для них найдется новый хозяин, который будет поить соляркой из-под трактора и закрашивать ржавчину кисточкой.

Сколько автомобилей прибывает в Беларусь?

Точной цифры никто не называет, но есть несколько “зацепок”. По данным Белстата, в январе-феврале 2011 года в Беларусь было ввезено автомобилей почти на 300 миллионов долларов. Кстати, это всего 5% всей валюты, израсходованной Беларусью за этот период. Если предположить, что средняя цена одной машины – около 10 тысяч долларов, получается, что к нам приезжало по 15 тысяч автомобилей в месяц. По данным ГАИ, в конце марта только в одном Минске регистрируется 800 автомобилей каждый день. В принципе, более-менее сходится, если учесть, что регистрацию проходят не только ввезенные автомобили, но и те, что раньше были сняты с учета и проданы новым владельцам.

Председатель ГТК Беларуси Александр Шпилевский называет другие цифры. “За 3 месяца в Беларусь ввезено столько же автомобилей, сколько за весь прошлый год”. Цифры просто фантастические – ведь в 2010 году в Беларусь было ввезено около 200 тысяч автомобилей. Значит, в 2011 году к нам прибывает 60-70 тысяч автомобилей ежемесячно.

Второй комментарий председателя ГТК: “Если ранее мы в день собирали таможенных платежей по 4 миллиарда рублей в день, то сейчас около 10-17 миллиардов рублей ежедневно”. Вот это уже интересно – попробуем сделать расчет на основании таможенных поступлений в казну. Предположим, что среднестатистический ввозимый автомобиль имеет возраст от 3 до 10 лет и двигатель объемом 2000 куб. см. Ставка для такого авто – 0,4 евро за “кубик”, или 800 евро за автомобиль. Получается, что ежедневно все белорусские таможни оформляют 3-5 тысяч автомобилей в день. 90-150 тысяч автомобилей в месяц? Невероятно!

На Россию

Жаль, нет данных о том, сколько автомобилей снимается с учета. И сколько пересекает границу Беларуси и России. Ведь Россия вот уже несколько месяцев как является крупным импортером б/у автомобилей из Беларуси. Если кто помнит, праздник для россиян начался в июле 2010 года – тогда вышло новое соглашение Таможенного союза, разрешившее им беспошлинно ввозить в Россию автомобили, зарегистрированные в Беларуси до 1 января 2010 года. Сначала наши соседи брали в основном автомобили подороже – чтобы “навар” получался побольше. Теперь хватают все подряд – лишь бы была “проходная” по дате. Уже и справку в белорусской таможне брать не нужно – с 1 апреля отменили. Автомобиль не соответствует требуемому в России экологическому стандарту “Евро 4”? Это решаемо – новый владелец купит нужный сертификат уже у себя дома за 500-700 долларов.

В последние дни появились комментарии о том, что Россия может каким-то образом перекрыть дорогу белорусской “бэушке”. Пока верится с трудом – поток не такой уж и большой, чтобы делать погоду на огромном российском рынке. Немного удивляет, что говорят об этом не россияне, а представители белорусского автобизнеса. Кстати, у них сейчас гораздо более глобальная проблема – купить на бирже валюту, чтобы оплатить поставки автомобилей и запчастей. Дилеры приостановили продажи новых авто, а самые смелые считают доллар по курсу 3700 и выше. Официальный сервис тоже на грани – запчасти заканчиваются. Единственная радость – принятый на днях указ № 130, который даст жизнь системе “trade-in” и, в теории, удешевит ввоз в Беларусь автомобилей российской сборки.

Что будет дальше? Если в обменниках не появится валюта, которая якобы пропала из-за автомобильного ажиотажа, то и “хапуну” конец. Еще немного продадим на восток, на эти деньги еще немного привезем с запада. А там и 1 июля. Частники успокоятся, на бирже снова появится валюта для импортеров – эх, заживем! Остается только два вопроса: “Когда появится валюта?” и “Поднимут этим летом “растаможку?” Или музыка под названием “успей пригнать машину до повышения” все-таки будет вечной?

фото: allavto.kh.ua

Последние новости

СПОРТ

Министерство спорта и туризма информирует

4 мая 2024
КАЛЕЙДОСКОП

Как хранить яйца до и после Пасхи: полезные советы

3 мая 2024
В МИРЕ

В украинскую армию будут призывать больных ВИЧ и раком

3 мая 2024
ОБЩЕСТВО

Белстат подсчитал, во что обойдется белорусам приготовление пасхального кулича

3 мая 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине пройдет специальная программа «Детство без насилия»

3 мая 2024
ТЕХНОЛОГИИ

Китай запустил лунный зонд “Чанъэ-6” для сбора образцов грунта с обратной стороны Луны

3 мая 2024
ОБЩЕСТВО

Карточки некоторых банков могут не работать в ночь на 4 мая

3 мая 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Развитие регионов как важный элемент стабильности. Акценты рабочей поездки Александра Лукашенко на юго-восток Могилевщины

3 мая 2024
ПРЕЗИДЕНТ

“Не просто впечатляет”. Лукашенко о предварительных результатах проверки дежурных сил ВВС и войск ПВО

3 мая 2024
ГЛАВНОЕ

Выходные – в режиме усиления

3 мая 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине пройдут учения

30 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Быхове горел дом

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошла межотраслевая профсоюзная спортландия, посвященная 120-летию профсоюзного движения. ФОТО

26 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Где православным освятить пасхальные куличи и яйца в Быхове

2 мая 2024
ГЛАВНОЕ

История Евгения Кривулькина, работавшего в опасной зоне Чернобыля

26 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

К 38-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС

26 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине проходит республиканская молодежная ярмарка вакансий

23 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Юные экскурсоводы Быховщины завоевали признание на областном и республиканском уровне

2 мая 2024