ТЕМЫ

Сколько еще продлится автомобильный “хапун” в Беларуси?

2011-й запомнится в Беларуси многими событиями. В том числе и Великим Автомобильным Хапуном. Такие всплески были и раньше – мы уже который год живем в условиях “скоро поднимут растаможку”. Но на этот раз страна превратилась в один большой авторынок международного масштаба.

“Танцуют все” – от обители дизельных авто Франции до Урала, суровые жители которого прибывают в Минск за “хорошей бэушкой” аж на самолетах. Танцевать осталось недолго – 1 июля 2011 года пошлины на автомобили должны вырасти, как и прописано в документах Таможенного союза.

Западная Европа в очередной раз довольно потирает руки и говорит нам – белорусам, литовцам, россиянам и казахам – спасибо. За то, что избавляем их цивилизацию от автохлама. Ведь мы не покупаем у них “свежие” подержанные автомобили с небольшими пробегами и хорошей сервисной историей – дорого. Посмотрите на автомобильные караваны, что идут на восток: кузова битые, одометры разменяли вторую, а то и третью сотню тысяч километров. Пробег обязательно отмотают до идеологически правильных “154 579” и выставят на рынке с надписью “не бита, не крашена”.

Зато наши соседи-литовцы – мастера слепить конфетку из любого исходного продукта – перестали “марафетить” машины. Поэтому продают прямо с автовозов, как есть – им нужно сбыть как можно быстрее и отправиться в следующую ходку. А “балторуссы” и так купят – разметают все более-менее нормальные варианты и потом стоят в километровых очередях на погранпереходах.

На белорусских авторынках ситуация похожая. Цены выросли процентов на 20-30%. На площадках все больше железных коней, которые еле держатся на ногах-подвесках и просят замутненными фарами только об одном – “пристрелите меня”. Но нет, и для них найдется новый хозяин, который будет поить соляркой из-под трактора и закрашивать ржавчину кисточкой.

Сколько автомобилей прибывает в Беларусь?

Точной цифры никто не называет, но есть несколько “зацепок”. По данным Белстата, в январе-феврале 2011 года в Беларусь было ввезено автомобилей почти на 300 миллионов долларов. Кстати, это всего 5% всей валюты, израсходованной Беларусью за этот период. Если предположить, что средняя цена одной машины – около 10 тысяч долларов, получается, что к нам приезжало по 15 тысяч автомобилей в месяц. По данным ГАИ, в конце марта только в одном Минске регистрируется 800 автомобилей каждый день. В принципе, более-менее сходится, если учесть, что регистрацию проходят не только ввезенные автомобили, но и те, что раньше были сняты с учета и проданы новым владельцам.

Председатель ГТК Беларуси Александр Шпилевский называет другие цифры. “За 3 месяца в Беларусь ввезено столько же автомобилей, сколько за весь прошлый год”. Цифры просто фантастические – ведь в 2010 году в Беларусь было ввезено около 200 тысяч автомобилей. Значит, в 2011 году к нам прибывает 60-70 тысяч автомобилей ежемесячно.

Второй комментарий председателя ГТК: “Если ранее мы в день собирали таможенных платежей по 4 миллиарда рублей в день, то сейчас около 10-17 миллиардов рублей ежедневно”. Вот это уже интересно – попробуем сделать расчет на основании таможенных поступлений в казну. Предположим, что среднестатистический ввозимый автомобиль имеет возраст от 3 до 10 лет и двигатель объемом 2000 куб. см. Ставка для такого авто – 0,4 евро за “кубик”, или 800 евро за автомобиль. Получается, что ежедневно все белорусские таможни оформляют 3-5 тысяч автомобилей в день. 90-150 тысяч автомобилей в месяц? Невероятно!

На Россию

Жаль, нет данных о том, сколько автомобилей снимается с учета. И сколько пересекает границу Беларуси и России. Ведь Россия вот уже несколько месяцев как является крупным импортером б/у автомобилей из Беларуси. Если кто помнит, праздник для россиян начался в июле 2010 года – тогда вышло новое соглашение Таможенного союза, разрешившее им беспошлинно ввозить в Россию автомобили, зарегистрированные в Беларуси до 1 января 2010 года. Сначала наши соседи брали в основном автомобили подороже – чтобы “навар” получался побольше. Теперь хватают все подряд – лишь бы была “проходная” по дате. Уже и справку в белорусской таможне брать не нужно – с 1 апреля отменили. Автомобиль не соответствует требуемому в России экологическому стандарту “Евро 4”? Это решаемо – новый владелец купит нужный сертификат уже у себя дома за 500-700 долларов.

В последние дни появились комментарии о том, что Россия может каким-то образом перекрыть дорогу белорусской “бэушке”. Пока верится с трудом – поток не такой уж и большой, чтобы делать погоду на огромном российском рынке. Немного удивляет, что говорят об этом не россияне, а представители белорусского автобизнеса. Кстати, у них сейчас гораздо более глобальная проблема – купить на бирже валюту, чтобы оплатить поставки автомобилей и запчастей. Дилеры приостановили продажи новых авто, а самые смелые считают доллар по курсу 3700 и выше. Официальный сервис тоже на грани – запчасти заканчиваются. Единственная радость – принятый на днях указ № 130, который даст жизнь системе “trade-in” и, в теории, удешевит ввоз в Беларусь автомобилей российской сборки.

Что будет дальше? Если в обменниках не появится валюта, которая якобы пропала из-за автомобильного ажиотажа, то и “хапуну” конец. Еще немного продадим на восток, на эти деньги еще немного привезем с запада. А там и 1 июля. Частники успокоятся, на бирже снова появится валюта для импортеров – эх, заживем! Остается только два вопроса: “Когда появится валюта?” и “Поднимут этим летом “растаможку?” Или музыка под названием “успей пригнать машину до повышения” все-таки будет вечной?

фото: allavto.kh.ua

Последние новости

КАЛЕЙДОСКОП

Белорусские ученые создают полезный фастфуд

30 апреля 2025
Читать новость
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Самые полезные для здоровья продукты

30 апреля 2025
Читать новость
СПОРТ

Белорус Шостак признан лучшим вратарем юниорской хоккейной лиги США

30 апреля 2025
Читать новость
ОБРАЗОВАНИЕ

Национальное исследование качества образования пройдет в Беларуси в 2026 году

30 апреля 2025
Читать новость
ТЕХНОЛОГИИ

Хакеры заставили нейросети выполнять запрещенные действия

30 апреля 2025
Читать новость
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

26 пьяных водителей и 51 бесправник задержаны за выходные в Могилевской области

30 апреля 2025
Читать новость

Архивы

Рекомендуем