ТЕМЫ

Не ждали

Не прошло и двадцати лет с тех пор, как Юрий Кара закончил съемки «Мастера и Маргариты», — и вот наконец экранизация любимого романа советской интеллигенции выходит в прокат. Глумиться над ней уже грешно, но испытать чувство ностальгии тоже не получается.

Честно говоря, вообще непонятно, как этот фильм сейчас воспринимать. Как памятник эпохе, когда советское кино уже исчезло, а новое массовое еще не родилось? Как кич докомпьютерной эры? Как наивное искусство?

Все здесь более-менее ожидаемо, но по-своему прекрасно и удивительно. Кустарные, времен сказок Птушко и Роу, спецэффекты. Ощущение папье-маше даже там, где съемки вроде бы натурные. Уютное гнездышко Мастера и Маргариты, похожее на воплощение эстетического идеала Эллочки-людоедки. Кот Бегемот с брежневскими бровями, сбежавший с утренника в детском саду. Просветленный взгляд Иешуа — Бурляева. Опереточный хохот Воланда — Гафта. Маргарита — Вертинская в газовой накидке, летящая на метле. Наконец, грандиозный бал у Воланда, напоминающий пародию на порнографический пеплум Тинто Брасса «Калигула», но с критикой тоталитаризма (куча голых баб в бассейнах усадьбы Царицыно, зато среди гостей — Петр Первый, Ленин, Сталин и Гитлер). Да, такое, пожалуй, больше не снимут нигде и никогда.

И все-таки это не столько комично, сколько печально. Даже не из-за того, что титры слишком уж смахивают на мартиролог (Михаил Ульянов, Виктор Павлов, Спартак Мишулин, Борислав Брондуков, Владимир Кашпур, Евгений Весник). А из-за ощущения, что этот фильм — метафора чудовищной тщеты любых усилий и упований. Парад народных артистов, 17 лет между съемками и выходом на экраны — и анекдотический, в сущности, результат. Сменилась эпоха (если не две), одни участники проекта умерли, другие состарились, хотелось бы смахнуть хоть слезу ностальгии, но слеза, как назло, не течет, и даже желчь не вырабатывается, нет ни смеха, ни жалости, ни стыда, и смотришь в экран как дурак и не знаешь, зачем и кому это нужно.

Давно не важно, из-за каких разногласий между режиссером, продюсерами и наследниками писателя фильм столько времени пролежал на полке. А сам по себе впечатляющий срок консервации — без малого два десятилетия — не способен сделать из премьеры событие. И лишь неуместность, ненужность и нелепость этой картины здесь и сейчас парадоксальным образом придает ее появлению осмысленность — именно потому, что ничего настолько же бесполезного (почти не имеющего ни эстетической, ни коммерческой ценности) в современной системе кинопроката не предполагается. В этом есть какая-то самодостаточная странность, причуда, вывих привычного порядка явлений, которые шли своим абсурдным чередом — и вдруг столкнулись с другим, уже забытым, абсурдом.
на сайте «Ведомостей»

Последние новости

КАЛЕЙДОСКОП

Белорусские ученые создают полезный фастфуд

30 апреля 2025
Читать новость
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

Самые полезные для здоровья продукты

30 апреля 2025
Читать новость
СПОРТ

Белорус Шостак признан лучшим вратарем юниорской хоккейной лиги США

30 апреля 2025
Читать новость
ОБРАЗОВАНИЕ

Национальное исследование качества образования пройдет в Беларуси в 2026 году

30 апреля 2025
Читать новость
ТЕХНОЛОГИИ

Хакеры заставили нейросети выполнять запрещенные действия

30 апреля 2025
Читать новость
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

26 пьяных водителей и 51 бесправник задержаны за выходные в Могилевской области

30 апреля 2025
Читать новость

Архивы

Рекомендуем