В Беларуси легализуют услуги гаражного автосервиса, а ответственность нелегалов усилится

По подсчетам специалистов, техобслуживание и ремонт автомобилей у белорусов входят в тройку самых востребованных услуг. И это неудивительно, ведь количество автовладельцев с каждым годом растет, а любая техника требует своевременного обслуживания. Более того, рано или поздно ее приходится ремонтировать. 0000199_670471Вот тут-то народ встает перед выбором: обратиться за помощью на официальную СТО или воспользоваться услугами Ивана Иваныча из соседнего гаражного кооператива. Учитывая, что работа гаражного мастера дешевле и при этом зачастую не хуже, чем в официальном автосервисе, многие не тратят времени на раздумья. Между тем у нелегальных СТО много минусов: никто не гарантирует качество и автовладелец, по сути, оказывается беззащитным. К тому же теневики в казну не платят ни копейки. Как разрулить эту ситуацию? На днях соответствующий указ подписал глава государства. «НГ» попыталась разобраться в том, как будут стимулировать частных мастеров к ведению законного бизнеса, и выслушала мнения всех сторон.

А отвечать кто будет?

Поводом к поиску приемлемых возможностей для выхода нелегального автобизнеса из “тени” стало, в частности, то, что судебные разбирательства с участием владельцев нелегальных гаражных автомастерских в последнее время в белорусских городах перестали быть редкостью. По приблизительным оценкам экспертов, только в столице примерно половина рынка технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств находится в “тени”. В денежном выражении ущерб бюджету Беларуси оценивается в сотни миллиардов рублей. Недавно в хозяйственном суде столицы состоялось рассмотрение факта административного правонарушения. Девушка по совету знакомой доверила ремонт порогов личного автомобиля “ситроен” частнику. В отсутствие хозяина гаража его помощник угнал машину и совершил ДТП. В ходе расследования этого происшествия и выявился факт оказания незаконной услуги по ремонту автомобиля лицом, не зарегистрированным в качестве ИП.

Как сообщили в Министерстве по налогам и сборам, в сфере ремонта и технического обслуживания автомобилей за шесть месяцев этого года налоговыми органами проведено 215 внеплановых тематических оперативных проверок: арестовано денежных средств и товарно-материальных ценностей на сумму 1,4 миллиарда рублей, привлечено к административной ответственности 113 лиц, сумма штрафов составила 106,3 миллиона рублей.

Законные основания

По действующему до сих пор законодательству гараж или место в гаражном кооперативе могли служить только для хранения автомобиля. Принятие же нового документа, подписанного главой государства, направлено на легализацию оказания услуг автосервиса в гаражных кооперативах и усиление ответственности за незаконную деятельность в этой сфере.

Указ вступает в силу с 1 ноября, на согласовании сейчас находятся положения о видах деятельности, которые можно будет выполнять в гаражных мастерских будущим владельцам СТО, — рассказала начальник Управления бытового обслуживания населения Министерства торговли Валентина Левковская. — Легализация автосервиса даст возможность работать цивилизованно — размещать рекламу, давать гарантию клиентам на проделанную работу.

Решение будет приниматься либо на общем собрании членов кооператива, либо специально созданными управлениями. Только так можно будет получить разрешение на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в гараже.

При этом начальник управления отметила, что не все работы можно будет осуществлять в гаражных мастерских. На сегодняшний день можно сказать, что не будет разрешено оказывать те ли иные услуги, которые связаны с использованием газа и газовых баллонов.  Поэтому органы, осуществляющие сертификацию этих видов работ, будут серьезно подходить к выдаче данной документации. Кроме того, надо будет еще получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам. Запрещен так же будет ремонт автомобилей грузоподъемностью свыше 3,5 тонны.

Начальник управления торговли и услуг Брестского облисполкома Вадим Кравцов напомнил, что на руках у владельца гаражного СТО должно быть  соответствующее официальное свидетельство. То есть с момента регистрации наступает правовая ответственность — мастер обязан выдать клиенту документ о том, какой ремонт был произведен и сколько это стоит. “Когда официально зарегистрированных людей больше, конкуренция растет. Поэтому, на мой взгляд, услуги не будут расти в цене. И уровень сервиса повысится”, — убежден Вадим Кравцов.

Из тени на свет

Директор столичного СТО Александр Ткачук говорит, что он “гаражное” нововведение одобряет: “Указ поставит всех автомастеров в равные условия. Официально, мне кажется, проще работать, чем прятаться в гаражах. А что касается качества работ, то нам очень часто приходится переделывать многое за “гаражниками”. У них зачастую нет необходимого оборудования, они его не покупают из экономии, а многие даже не знают, что такое есть. А потом люди, которым провели некачественный ремонт автомобиля в нелегальных мастерских, не могут найти крайнего…”.

Гаражный автомастер Валентин Н. считает, что для того, чтобы процесс легализации набрал обороты, необходимо предоставить частникам на первое время налоговые послабления. “Встав на ноги, инициативный человек сторицей все оплатит государству, — говорит Валентин. —  Гораздо эффективнее, когда те, кто сегодня не зарегистрирован как ИП, добровольно перейдут к прозрачному бизнесу, чем насылать на них проверяющих. Например, я хороший мастер, и все мои друзья ездят ремонтироваться ко мне. Что касается качества работ, то ведь если один раз схалтурить, человек больше к тебе не приедет ремонтировать свою машину. Я без работы не останусь. И готов, как, наверное, и большинство, работать легально. Но как сделать, чтобы это было выгодно и государству, и мне, и моим клиентам?”

Председатель минского гаражного кооператива “Степянка-16” Николай Стриго отмечает, что мастера-”нелегалы” доставляют немало хлопот владельцам гаражей. Люди постоянно беспокоятся из-за того, что рядом идет сварка, стоят чужие авто или возникают кучи мусора, которые никто не хочет убирать. “А теперь можно будет привлечь к ответственности тех, кто нарушает порядок, — говорит Николай Стриго. — Многие мастера, которые пока незаконно ведут свой бизнес, будут рады зарегистрировать свою СТО и работать легально. Необходимо лишь четко прописать требования, которые могут предъявлять надзорные органы и администрация гаражных кооперативов к индивидуальному предпринимателю”.

Без бумажной волокиты

Борис Агатий, который почти семь лет возглавляет витебский ГСК “Содружество-2”, считает, что легализовать работу “технарей” в гаражах нужно, но нельзя подходить к ним с такими же требованиями, как в автосервисе. Ясно, что в большинстве кооперативов нет необходимых санитарных условий, да и регистрировать чуть ли не каждый инструмент никто не будет. “Пусть бы упростили требования к этим услугам, — сказал Борис Васильевич. — К тому же часто слесари с золотыми руками зарабатывают в гаражах “теневым” образом, потому что хозяева автосервисов не так уж хорошо платят, и получается, что работать на себя человеку выгоднее”.

Эксперты единодушны в том, что мастера в гаражах будут до тех пор, пока на них есть спрос. Поэтому бороться с ними бессмысленно, гораздо проще включить эту категорию частников в правовое поле.

Указ предусматривает, с одной стороны, упрощенную процедуру регистрации, с другой — усиливается ответственность за незаконное предпринимательство. Думаю, это оптимальная, взвешенная позиция. Мне тоже приходилось обращаться к нелегальным автомеханикам с точки зрения ценовых позиций. Но последние несколько лет стал избегать их, поскольку ремонт с гарантией все же надежней, — рассказал “НГ” экономист Георгий Гриц.

По его словам, новые правила пойдут на пользу и государству, и самим кооперативам. А чтобы стимулировать гаражных мастеров к ведению законного бизнеса, необходимо усилить ответственность, считает эксперт.

— Дело в том, что существует своеобразная круговая порука, когда, например, приезжают из налоговой, и сторож кооператива тут же звонит в мастерскую, предупреждая о проверке. Государству против такой коллегиальности трудно бороться, а стремление работать в правовой среде есть пока не у всех. Поэтому, на мой взгляд, есть смысл на первых порах ввести для гаражных автослесарей как для индивидуальных предпринимателей разовый ежегодный налог. Ну и поменьше бумажной волокиты и проверок. Ведь в гаражных условиях держать бухгалтера и вести бухучет по определению невозможно. Там и проблема с кассовым аппаратом будет. Поэтому я ввел бы единый разумный налог, и, мне кажется, это нашло бы понимание.

Заинтересованность в том, чтобы услуги по авторемонту стали прозрачными и вошли в законодательное русло, есть у всех сторон. Но как это реализовать на практике, чтобы в выигрыше остались все?

ng.by