Хозяйка трех родников
Языческая нимфа и по сей день владеет тремя источниками, расположенными в одном из белорусских лесов. Деревня Гамарня в Быховском районе отрезана от больших дорог густым лесом, в одной из частей которого человек чувствует себя не слишком уют-но. Все здесь напоминает непрошеному визитёру о том, что он – посторонний. Высокие сосны соседствуют тут с вековыми дубами, а те простирают свои узловатые ветви над оврагом, на дне которого бьют три прозрачных родника, расположенных точно по верши-нам равностороннего треугольника. Это место именуется Захаренкой.
Неизвестно, откуда взялось это название. Местные жители утверждают, что так называли родники их деды и прадеды. О Захаренке привыкли говорить вполголоса и с почтением. Поводов для такого отношения предостаточно… Современные три родника в Захаренке памятник природы местного значения Солнце подня-лось над верхушками деревьев совсем недавно. Капельки не ус-певшей подсохнуть росы словно впитали в себя все краски радуги, а щебет птиц звучал по-утреннему робко. Чтобы успеть на сенокос, четверо мужчин вышли из деревни затемно. Дорога к лугу лежала через лес, мимо места, о котором ходили разные слухи.
Приближаясь к Захаренке, путники незаметно для самих себя перешли на полушёпот. -А правда, дядька Прокоп, что у родников разные чудеса происходят? – поинтересовался самый молодой из косцов.
– Всякое старые люди сказывают. Говорят, церковь здесь была когда-то. Потом под землю ушла…
-Так-таки и ушла? Провалилась? – Ясное дело, не просто так, – перекрестился Прокоп.
– За грехи люд-ские. Свою лепту в разговор внёс третий из мужчин. – Точно. Мно-гие слыхали, что из-под земли колокола звенят.
– Брехня, – махнул рукой молчавший до этого крестьянин. – Бабьи выдумки…
– Никакие не выдумки! – возразил скептику Прокоп.
Спор закончился тем, что вся четвёрка решила спуститься в лощину. – Колокола не услышим, так хоть водички попьём. Она здесь вкусная и студеная, даже зубы сводит! Раздвинув кусты, росшие на пути к родникам, все замерли от изумления. На фоне хитросплетений ветвей старых деревьев стояла обнажённая девушка, и, черпая пригоршнями воду, лила её на своё казавшееся прозрачным тело.
Длинные русые косы влажно поблёскивали, а все жесты были исполнены изящной медлительности. Первым дар речи вернулся к Прокопу.
– Эй, красавица! Ты из каких мест сюда забрела? Странная купальщица обернулась. На её лице не было и тени испуга, читалось лишь лёгкое удивление. Голос звучал серебряным колокольчиком и почти сливался с журчанием родников.
– А разве вы меня видите? – Как не видеть? – рассмеялся покрасневший от смущения юноша. – Не слепые! Прикрылась бы, бесстыдница!
На несколько секунд на поляне воцарилась тишина, а затем её разорвал крик, многократно усиленный лесным эхом.
– Ослеп я, люди добрые! – тёр руками глаза юноша. Прокоп успел заметить, как сливалось с окружающей зеленью ещё недавно розовое тело таинственной незнакомки. Потом его вопль присоединился к отчаянным причитаниям остальных. Девушка исчезла, унеся с собой свет летнего утра и тепло его красок.
К вечеру односельчане отыскали пропавших косцов. Те бродили по лесу, падая и натыкаясь на деревья. На их исцарапанных острыми сучьями лицах застыло одинаковое выражение ужаса. До конца своих дней люди, увидевшие хозяйку трёх родников, остались слепцами.
Это – самая яркая из легенд, повествующая о взаимоотношениях человека с загадочной лесной нимфой Захаренкой. Слухи об ушедшей под землю церкви – скорее всего вымысел и дань традиции.
Едва ли не в каждой местности, где большинство проживающих придерживаются христианской веры, имеется «именное» ска-зание о звоне подземных или подводных колоколов. Нельзя сбраывать со счетов версию о том, что Захаренка является дохристианским, языческим божеством, сумевшим мирно ужиться с персонажами более поздних религий.
Другая из легенд о Захаренке повествует о внезапном заболевании скота, поразившем окрестности. Животные ослепли. По совету местной знахарки отчаявшиеся люди повели скотину к источнику и стали промывать глаза коней и коров водой, которая, к всеобщей радости, оказалась целебной. В честь чудесного избавления домашнего скота от слепоты у трёх родников была воздвигнута небольшая каменная каплица.
Новейшая история взаимоотношений человека и лесной нимфы имеет более печальные оттенки. Так, после революции было решено снести каплицу как символ отсталости и помеху на пути к новой жизни. Столь радикальное решение вызвало недовольство местных жителей. Тогда комиссары и их приспешники пошли на обходный манёвр. Подвидом благоустройства территории (важно под-черкнуть, что каплица стояла в лесу!) был спилен громадный дуб, который рухнул прямо на ни в чём не повинное каменное строение. Вот тут-то Захаренка и показала то, что она способна не только помогать, но и мстить.
По рассказам местных жителей, никто из четверых активистов снесения каплицы не прожил больше полугода. Один погиб под свалившейся с моста телегой, второй допился до белой горячки и повесился, третьего за какую-то провинность до смерти избили, а четвёртый заживо сгорел в собственном доме.
На долгие годы три родника предоставили самим себе, и только в 1994 году было решено отдать Захаренке дань уважения. Возле каждого из подземных ключей выстроили симпатичные бревенчатые каплички, сделали удобные подходы. На торжественном открытии этого мини-комплекса случился забавный казус. Один из местных начальников решил запастись целебной водой всерьёз и надолго.
Если все остальные люди набирали родниковую воду банками и бутылочками, то резвый гражданин загрузил в свой «УАЗ» несколько 40-литровых бидонов. Захаренка вновь продемонстрировала свою силу и показала, что не терпит потребительского отношения к себе. На обычной лесной дороге автомобиль не мог сдвинуться с места до тех пор, пока бидоны не выгрузили.
Взаимному примирению людей и лесной нимфы не суждено было продлиться долго. В соседней деревне нашёлся идиот, который без всякого повода однажды ночью; дотла сжёг деревянные каплички. Дальнейшая судьба вандала напомнила то, что случилось с его предшественниками, покушавшимися на Захаренку. Суд признал его ограниченно вменяемым и приговорил к 5 годам заключения. На свободу он так и не вышел, был убит в колонии. Сегодня тот, кто не знает точное местоположение трёх родников, не сможет самостоятельно отыскать дорогу к ним. Овраг зарос громадными папоротниками, а окружающий кустарник надежно скрыл подземные ключи от по-сторонних глаз.