C развитием интернета газеты не исчезнут, так же как с появлением кино не исчез театр

Последнее время этот вопрос, вызванный стремительным развитием IT, задают себе многие — от журналистов традиционных СМИ и приверженцев полистать газету за чашечкой утреннего кофе до 0000199_353124блогеров и продвинутых интернет-юзеров. Ответить на него сегодня пытаются во многих странах. Победит интернет печатные издания или нет? Для кого-то ответ до сих пор остается большой загадкой, у некоторых же получается заглянуть в будущее и сделать довольно вразумительные предположения. Корреспондент “НГ” приняла участие в учебном визите украинских и белорусских журналистов в страны Вышеградской четверки, организованном Международным Вышеградским фондом и Международным фондом “Возрождение”, и узнала, как выживают печатные СМИ в Польше, Чехии, Венгрии и Словакии.

Прессу уже не раз хоронили. В первый раз в 20-е годы прошлого века, когда появилось радио. Во второй — когда в жизнь людей вошло телевидение. Однако ни то ни другое газеты не убило. Телевидение не убило радио. Не принес смерти театру кинематограф. Так почему же в интернете мы видим всемогущую смерть с косой, способную уничтожить всех и вся?!

Да, интернет быстрее, дешевле, удобнее. Не нужно бежать в киоск за газетой, не надо идти на почту, чтобы отправить письмо в редакцию. Интернет дает возможность моментальной обратной связи. Но, с другой стороны, традиционные СМИ — это всегда гарантия качественной и выверенной информации, взгляд на проблему с разных сторон, множество талантливых профессионалов. Здесь не напишет кто и что угодно, как на стене “ВКонтакте”, здесь ваш ребенок не прочитает нецензурных слов, с газетных страниц на вас не хлынет поток грязи.

Сегодня газеты читают. И довольно много. Исследование, проведенное Всемирной газетной и новостной ассоциацией, показало, что около двух с половиной миллиардов людей читают ежедневные газеты. Онлайн-издания явно отстают от традиционных СМИ — у них пока раза в три меньше читателей. В том, что газеты востребованы, удалось убедиться и во время поездки в страны Вышеградской четверки. Увидеть в автобусе или метро пассажира с газетой в руках, найти стопку свежей прессы в холле гостиницы — ситуации вполне привычные для Европы. Да, тиражи бумажных газет и журналов падают, не отрицают зарубежные журналисты. Это мировая тенденция. Сегодня одна из крупнейших польских газет Gazeta Wyborcza имеет тираж 230 тысяч экземпляров, в то время как в начале 1990-х она выходила тиражом более миллиона. Но это совершенно не значит, что газеты умрут вовсе.

Во-первых, всегда будет востребована местная пресса. Как рассказал редактор одной из местных венгерских газет, людям уже “осточертела” глобализация, которая происходит во всех газетах, на ТВ и радио. Людям интересно то, что происходит не за тридевять земель, а в их родном городе, в стране.  В “мировой деревне” человек чувствует себя одиноким, маленьким и никому не нужным муравьем. В Европе люди особенно гордятся своей национальностью и дорожат местом, где живут. Поэтому для них так важна местная информация.

Во-вторых, сегодня, как правило, только в газетах люди могут найти качественную аналитическую информацию, в которой они так нуждаются. Зарубежные эксперты уверяют: нам не придется хоронить газеты в том случае, если в них будет аналитика. Информационный голод  читатели и в интернете утоляют — новостные ленты обновляются ежеминутно. Но, как правило, заметками в несколько строк. Читатель же заскучал по большим аналитическим материалам, которые можно почитать с утра за чашечкой кофе или вечерком, придя с работы. К слову, с гаджетов такую информацию воспринимать очень сложно. Читателю приходится отвлекаться на прокрутку бегунка, на рекламные баннеры по углам окошка.

Многие газеты совершают ошибки, следуя тенденциям интернета и наполняя газету небольшими материалами легкого содержания.

— В надежде не потерять читателей, которые привыкли к коротким статьям в интернете, “желтеть” начинают даже серьезные бумажные издания, — говорит польский журналист с пятнадцатилетним стажем Мартин Войтеховский. — Но журналисты должны помнить — читатель всегда умнее, чем мы о нем думаем. Всегда найдутся люди, которых заинтересует серьезная информация, комментарии экспертов и специалистов. Люди пьют не только водку, но и коньяк. Курят не только сигареты, но и сигары. Можно делать амбициозную газету и при этом зарабатывать на ней…

При этом представить современную газету без интернет-версии или других IT-новинок сегодня просто невозможно. Как и в Беларуси, в Европе журналисты активно используют Facebook, Twitter, другие социальные сети, с помощью которых находят информацию, сами бросают туда свежие новости, чтобы получить так называемый первый comment, проверить на своих друзьях и подписчиках, интересна эта новость или нет. Причем неважно, работают журналисты в столицах или в регионах. От прогресса не уйдешь.

Но опасаться блогеров, которые якобы забирают хлеб у журналистов традиционных СМИ, уверяют зарубежные специалисты, не стоит. По их мнению, эра блогосферы уже уходит. Во-первых, ни один блог не в состоянии собрать столько подписчиков, сколько в свое время собирали крупнейшие национальные издания. У самых крупных блогеров Польши, например, сегодня не более 5—10 тысяч подписчиков. Во-вторых, блогом не заработаешь, если только его не проплачивает крупная компания, продукты которой рекламирует блогер, поэтому блог быстро умирает. А в-третьих, интернет все-таки — пространство непрофессиональных журналистов. А общество всегда нуждалось в профессионалах.

Что будет с газетами через  пять, десять, пятнадцать лет, однозначно не берутся утверждать  ни отечественные, ни зарубежные эксперты. Ясно одно — под чашечку кофе не пошуршишь айпадом или другим гаджетом. А потому, хочется верить, газеты-таки будут жить.

ng.by