Почему белорусские склады с упорной периодичностью заполняются?

Борьба со складскими запасами постепенно превращается в «национальный экономический вид спорта». В «пожарном» темпе «распихиванием» неликвидов 6187fначинает заниматься чуть ли не вся страна: «промышленные» и профильные министерства, МИД, исполкомы и даже Национальный банк. Но запасы готовой продукции — не стихийное бедствие, не паводок или ураган, которые приходят внезапно. Склад-то под завязку мгновенно не забивается. Чтобы накопить готовой продукции, эквивалентной 2—3-месячным объемам производства, надо долгие недели трудиться не покладая рук. Конечно, что сделано, то сделано, и теперь просчеты некоторых представителей родной промышленности приходится исправлять «почти всем миром». Но туша пожар перепроизводства, надо было бы вникнуть и в причину «возгорания». Возможно, проще, спокойнее и дешевле склады не разгружать, а их не заполнять.

Простая на словах парадигма, но крайне сложная для исполнения. Причина затоваривания всегда одна и та же: неблагоприятные факторы на внешних рынках. Действительно, нынче «просела» Европа, и в России экономика не цветет буйным цветом. Да еще конкуренция повысилась после вступления соседки в ВТО. Спрос снизился. И что делать с товаром? «Затормозить» производство и отправить десятки тысяч человек отдыхать до лучших времен и конъюнктуры рынка? Логичный ход с чисто экономической точки зрения совершенно неприемлем по социальным причинам. Но работать на склад тоже не выход: замораживаются огромные средства, гробится финансовая стабильность компаний.

Вроде бы все понимают эту простую истину, но некоторые поступают с точностью до наоборот, все время ссылаясь на внешние источники проблем. Более того, промышленникам удалось прочно укоренить в сознании даже экспертов, что забитые склады — результат выполнения поставленных «сверху» заданий. Практически все экономисты всегда начинают анализировать «складские» проблемы с существования прогнозных показателей. Мол, министерства «давят» — производственники выполняют. Отличный антикризисный пиар топ-менеджмента госпредприятий! Что-то не слышал, чтобы правительство настаивало на выпуске конкретной продукции, подсказывало комплектацию техники или фасоны трикотажных изделий. Даже показатели нынче приводятся не по физическому объему, а по прибыльности и рентабельности. Правда, экономику не обманешь, и чтобы заработать деньги, надо что-то производить. И продавать. А с последним туго. Почему?

Директор ООО «Агентство деловых связей» Валентин Лопан видит проблему в подходах к планированию. «На предприятиях же не круглые дураки сидят, занимаются прогнозированием, но на основе статистики прошлых лет, — конкретизирует он проблему. — Вот и скапливается на складах продукция, которая раньше всегда хорошо продавалась». Поэтому наши производители не всегда попадают в «контекст рынка», так как живут в «мире показателей». С экспертом сложно поспорить.

Ведь склады начинают переполняться, когда что-нибудь нехорошее происходит в странах — основных рынках сбыта. Прежде всего, в России. Хотя многие события не являются сенсационными. О вступлении в ВТО было известно очень давно. И усиление конкуренции было очевидным. Да и взрыва ВВП у соседки не предполагалось, поэтому рассчитывать на бешеный спрос, как в 2005—2007 годах, когда «со свистом» уходила буквально вся техника, не приходилось. Самое печальное, что рынок машиностроения на востоке автоматически не восстановится для наших товаров. Впереди маячит утилизационный сбор. И ударит он прежде всего по нашим машинам. «Для российских производителей предусмотрен компенсационный механизм через дотации, не противоречащий принципам ВТО, — объясняет Валентин Лопан. — Пускай не сразу, но свои деньги российские машиностроители вернут. Иностранные компании всегда на этом рынке уплачивали солидные таможенные пошлины и уже выстроили соответствующую конкурентную стратегию. Для них попросту пошлины заменятся другими платежами». Будет ли возможность у отечественного бюджета поддержать машиностроителей — вопрос риторический, тем более что исходя из структуры отечественной экономики именно они и должны наполнять государственную казну.

Но «утилизационные неприятности» лишь один из факторов. Неопровержимой же остается истина, что сами собой запасы не исчезнут и не растворятся. Валентин Лопан считает: необходимо при планировании производства ориентироваться на заказы. Если их нет, не выпускать продукцию. Проблему в «доведении плана без разбору» видит и член Гильдии маркетологов Анатолий Акантинов. В качестве примера он приводит ликероводочную отрасль. Потребление алкоголя на душу населения зашкаливает, но предприятиям ставится задача наращивать объемы производства. В итоге приходится штурмовать экспортные рынки, нередко поставлять продукцию себе в убыток, компенсируя потери на внутреннем рынке. Ситуация ненормальна, тем не менее достаточно распространенная. Эксперт считает, что белорусские директора слабо мотивированы. Хотя специалисты и признают: учредители также ставят перед наемными менеджерами задачи. «Но если они не выполняются, то владельцы сами садятся и начинают просчитывать: задачи поставлены нереальные или руководители ленятся», — объясняет Анатолий Акантинов.

Один из выходов в этой ситуации — передача большей инициативы на уровень руководителей предприятий. Валентин Лопан уверен, что необходимо повышать эффективность производства. Многие иностранные конкуренты уже давно ушли далеко вперед по издержкам в логистических цепочках. Белорусские предприятия зачастую современные управленческие технологии внедряют для галочки. Те же машиностроители одно время массово увлекались внедрением принципов «Lean». «Убрали ящики в цехах, все сделали чисто и красиво, но дальше этого дело не пошло», — констатирует Валентин Лопан. Хотя «Lean» в первую очередь предполагает повышение эффективности производственной цепочки.

Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц считает: единого рецепта по выходу из кризиса нет. Необходимо анализировать ситуацию по каждой отрасли и конкретным предприятиям. Некоторые производства переживают системный кризис. Тот же легпром, по его мнению, в том виде, в котором он существует в Беларуси, необходимо «умерщвлять и создавать заново». И приводит пример европейцев. Когда они поняли, что не могут конкурировать с дешевыми азиатскими производителями, быстро переориентировались, ушли из сферы ширпотреба и создали индустрию «быстрой моды», которая востребована в том числе среди потребителей и на азиатском континенте.

Анатолий Акантинов считает: в Беларуси наступил момент, когда необходимо переосмыслить экономическую модель. Причем не отдельные ее элементы, а комплексно. Для прорыва и выхода на правильную орбиту стране не поможет копирование американской, европейской или китайской моделей. Необходимо формировать производственную политику исходя из национального менталитета, искать свое место в мировом разделении труда. В противном случае страна будет упорно наступать на грабли переполненных складов…

respublika.info

Последние новости

В МИРЕ

Песков: США “себя не забывают” и получают выгоду от помощи Киеву

18 апреля 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

В Могилевской области 13 воспитанников детского учреждения стали жертвами сексуального насилия

18 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

Умные города и передовые решения: Шульган о региональном цифровом развитии

18 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

Ученый предупредил о большой вероятности сильнейших вспышек на Солнце в ближайшие дни

18 апреля 2024
ПРЕЗИДЕНТ

Подготовку к первому заседанию VII ВНС обсудили на совещании у Лукашенко

18 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

Минобразования: пул заявок для желающих поступить в вуз по целевому направлению утвердят до 1 мая

18 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Оранжевый уровень опасности из-за сильных осадков объявлен в Беларуси на 19 апреля

18 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Установлен порядок перечисления средств, заработанных на республиканском субботнике

18 апреля 2024
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА

МВД обеспечит правопорядок на селе

18 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

На Быховщине отметили День беременных

9 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел 1-й этап областного фестиваля управленческого опыта руководителей учреждений общего среднего образования «Лидер образования»

8 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Приглашаем принять участие в фотоконкурсе «В объективе – Быховский район»

9 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024