Рабби Давид Лурия (Радаль) из старого Быхова

Рабби Давид родился в Быхове в 1798 г. — году смерти Виленского Гаона, в известной раввинской семье. Он потомок Мааршаля в восьмом поколении. Его отец, реб Юдель Лурия, был женат на дочке раввина Исраэля Раппопорта, руководителя раввинского суда города Быхова.

Он был одним из крупнейших купцов Могилевской губернии, а также славился своей мудростью в решении житейских вопросов и добрыми делами. Рабби Дов-Бер (сын рабби Шнеура Залмана из Ляд, второй реббе ХаБаДа) писал своим хасидам, чтобы они во всех вопросах слушали его совета, ибо он один из мудрейших людей губернии.

Реб Юдель Лурия раздавал огромные суммы денег беднякам Быхова, двери его дома были открыты для любого еврея, приезжающего в город. Несмотря на то, что многие люди, которым он одалживал деньги, не возвращали долги, он никогда не обращался в нееврейский суд, чтобы взыскать долги. Реб Юдель Лурие отличался огромной любовью к Торе и заповедям. Наградой ему за это явилось то, что три его сына стали мудрецами Торы. Старший сын, рав Цви Гирш, был праведным евреем и мудрецом Торы. Каждый год он заново повторял весь Вавилонский Талмуд.

Постоянно изучая Тору и не занимая официальных должностей, он прожил всю жизнь в Быхове и умер в возрасте 70 лет, при жизни отца. Второй сын, Аарон Лурия, был раввином в Минске. Самым известным оказался третий сын Давид, которому и посвящён наш очерк. Реб Юдель Лурия умер в возрасте 91 года, находясь до последнего дня в ясном сознании, окруженный детьми, внуками и правнуками.

Рабби Давид с детства поражал всех удивительными способностями в изучении Торы. В возрасте 5 лет он уже знал весь Танах с комментариями Раши и Радака, а также грамматику Святого языка. В 6 лет он приступил к изучению Талмуда с комментариями Раши и Тосафот. Отец нанял для него специальных учителей Талмуда, которые были известными раввинами. В 9 лет он уже знал 9 первых трактатов Талмуда. В 10 лет рабби Давид знал наизусть все 6 разделов Мишны.

В возрасте 9 лет с ним произошла следующая история. В один из вечеров в комнату, где он изучал Тору, зашел его отец с одним бы- ховским князем. Вместе с ними был также учитель, которого князь привез для своего сына из Франции. Учитель проэкзаменовал маленького Давида, и все были потрясены его познаниями в области математики. Князь дал ему подарок и договорился с отцом, что каждый день заграничный учитель будет заниматься один час с его сыном. Это было как раз то время, которое было предназначено для повторения Талмуда. Отказаться было невозможно. Давид же совершенно не хотел тратить время на что-либо, кроме Торы. Он проплакал всю ночь. Наутро, за городом, учителя нашли убитым.

В 13 лет рабби Давид женился на дочке крупного виленского купца и знатока Торы, дед которой был учеником Виленского Гаона. Когда он приехал в Вильно, для знакомства с семьей невесты, его выступление в Большой синагоге города произвело на собравшихся огромное впечатление. Первое время после свадьбы рабби Давид жил в Вильно, где было много мудрецов Торы. Общение с ними оказало на него огромное влияние. Особенно близкие отношения сложились у него с рабби Шаулем Каценеленбогеном.

За те 4 года, что рабби Давид провёл в Вильно, он и рабби Шауль, несмотря на большую разницу в возрасте, несколько раз завершили полный цикл изучения Вавилонского Талмуда. Подход к изучению Торы рабби Шауля оказал на рабби Давида огромное влияние. В 17 лет рабби Давид уже закончил свой первый труд — комментарий на трактат «Брахот» Вавилонского Талмуда.

Когда ему исполнилось 18 лет, рабби Давид с семьей возвращается в Быхов. Чтобы он мог в спокойной обстановке продолжать изучение Торы, его отец сделал специально для него бейт- мидраш. Даже для молитвы ему не нужно было прерывать занятия. В установленное для молитв время туда приходил специально приглашенный миньян, и после молитвы рабби Давид мог сразу продолжать занятия. Тут он написал комментарий на весь Танах, Мидраш Пиркей дерабби Элиэзер и книгу Мехильта, примечания к Вавилонскому и Иерусалимскому Талмудам, на алахические респонсы гаонов, Рамбама и Шуль- хан Арух, а также комментарий к книге Зоар — «Нефеш Давид» («Душа Давида»). Кроме того, в это же время им было написано множество ответов на вопросы, поступавшие к нему в самых разных областях еврейского закона.

По свидетельству современников рабби Давид отличался феноменальной памятью. Ему было достаточно бросить несколько взглядов на страницу любой книги, чтобы она, как фотография, полностью отпечатывалась в его памяти. В одну из поездок в Вильно, к своему учителю рабби Шаулю, он по его просьбе заехал в Воложин к основателю иешивы рабби Хаиму. Последний был поражен глубокими познаниями гостя в Торе и благословил его со словами: «Да станет известным твое имя в мире!». Несмотря на свой огромный авторитет в мире Торы Радаль отказывался занимать официальные раввинские посты.

В 1854 году его пригласили на должность главного раввина Варшавы, которая в то время была одним из крупнейших городов еврейской диаспоры. Под этим приглашением стояли подписи крупнейших раввинов города, включая рабби Ицхака Меира Альтера. Радаль принимал активное участие в решении практически всех важных вопросов еврейской жизни. Во время пребывания в 1846 году М. Монтефиоре в Вильно, он приезжал туда для переговоров с ним. А когда реформисты, набиравшие уже общественный вес в еврейской среде, начали предпринимать попытки изменить порядок молитв, Радаль резко оппонировал им.

В 1835 году, в возрасте 37 лет, Радаль, по примеру Виленского Гаона, отправляется в добровольное изгнание («галут») далеко от Быхова, в район Волыни. В этих же местах ранее находился в изгнании рабби Хаим из Воложина. Будучи 18 месяцев вдалеке от родных мест, он, тем не менее, не уменьшал интенсивности в изучении Торы.

В 1838 году Радаль пережил, в результате оговора, одно из самых тяжелых испытаний — арест и заключение в Шлиссельбургскую крепость. Приведем только один эпизод. Желая скрыть от подследственного во время одного из допросов содержание своей беседы, следователи заговорили на французком языке. Радаль встал со своего места и отошел, чтобы их не слышать. Ведший допрос сразу грозно обратился к раввину со словами: «Кто позволил тебе встать?» «Вы, видимо, перешли на французский язык, чтобы я не понял вас» — ответил Радаль на изысканном французском языке. — «Но поскольку я не хочу вводить вас в заблуждение, то отошел, чтобы не слышать, о чем вы говорите». Следователи немедленно изменили своё отношение к нему, а вскоре он был полностью оправдан и освобожден из крепости.

Подобно своему отцу, Радаль много занимался благотворительностью. Как и Виленский Гаон, он хорошо разбирался во многих науках, включая медицину, прекрасно владел рядом иностранных языков. Но и ради всего этого он никогда не прерывал занятий Торой. Светские науки, иностранные языки он постигал в таких местах, где запрещено учить Тору, например в туалете. Многие больные приходили к нему. Если человек был не в состоянии оплатить лекарства, Радаль вместе с рецептом писал аптекарю записку с просьбой отпустить лекарство бесплатно, а его стоимость записать на его счет.

Рабби Давид Лурия скончался в Быхове в возрасте 58 лет. В последний путь его провожали все жители Быхова. В похоронах принимала участие даже городская полиция в форменных мундирах. Для прощания гроб с его телом был внесен в главную синагогу Быхова и установлен на биме, — месте, где читают Тору. Этой огромной чести удостаиваются только великие мудрецы Торы.

Шломо Лурия (Мааршаль) — автор многочисленных комментариев на Вавилонский Талмуд, которые сегодня можно найти в любом его стандартном издании. Другая важная его работа, Ям шель Шломо, — фундаментальный труд, содержащий глубокий анализ вопросов, обсуждаемых в Вавилонском Талмуде. Родился в Бресте в 1510. В 1554 г. стал главным раввином в Остроге, где основал знаменитую, в свое время, Острожскую ешиву. Он был назначен правительством на должность главного раввина всей Волыни. Из Острога Мааршаль был приглашен раввином в Люблин, где, по преданию, выстроил великолепную синагогу на 3000 чел., носящую до сих пор его имя. Мааршаль умер в Люблине в 1573 г. Он находился в дружественных отношениях с рабби Моисеем Ис- серлишем (Рамо), с которым вел оживленную переписку.
Р

абби Шауль Каценеленбоген — выдающийся знаток Талмуда, жил и умер в 1825 г. в Вильне. Ученик Виленского Гаона. Занимал в Вильно пост маггида. Автор комментариев к Вавилонскому Талмуду.
Рабби Ицхак Меир Алтер (1789-1866) — основатель гурского направления в хасидизме, которое было одним из крупнейших направлений в ортодоксальном еврействе Польши вплоть до Катастрофы. Сегодня гурские хасиды играют одну из ведущих ролей в религиозной жизни Израиля.

М. Монтефиоре (1784-1885) — один из крупнейших бизнесменов Европы конца 18 — начала 19 вв., был награждён рыцарским званием «сэр», но главным в своей жизни считал служение иудаизму. Стал известен своей широкой благотворительностью, оказывал огромную помощь еврейским общинам на Святой земле и в диаспоре, неоднократно употреблял свои разнообразные связи в правительственных кругах многих стран для помощи попавшим в беду евреям.

В Мидраше Мишлей сказано: «Если человек не отправляется в изгнание для изучения Торы, значит он никогда не учил Тору»

Подробно об этом см. статью Александра Литина в 1 части книги «История могилевского еврейства…».

Основой для написания этой статьи послужила «Толдот Радаль» («История Радаля»), которую написал издатель его книграв Шмуэль Лурия.

Подготовил Семен ДВОСКИН, г. Быхов.

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

V открытый региональный конкурс детских инструментальных ансамблей состоялся на базе детской школы искусств г.Быхова

23 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Минтруда рассказали, какие изменения планируются в законе об охране труда в 2025 году

23 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине проходит республиканская молодежная ярмарка вакансий

23 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

В Беларуси появится собственная операционная система и браузер

23 апреля 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

ОРВИ у детей

23 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Минэнерго: БелАЭС позволила заместить 7,7 млрд кубометров природного газа

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Делегат ВНС: я готова активно и достойно работать на благо родной Беларуси

23 апреля 2024
В МИРЕ

Украинские власти переименуют более 340 населенных пунктов из-за отсылок к советскому прошлому

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Министр ЖКХ рассказал, когда в 2024 г. ждать роста тарифов на услуги

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля ГАИ района проводит Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Открой сезон без нарушений!»

23 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024