Выбор системы оплаты труда – право нанимателя
Всего лишь год назад основой для разработки систем оплаты труда работников в бюджетных и коммерческих организациях, индивидуальных предпринимателей, являлась Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь.
Данный порядок построения системы оплаты труда был введен Декретом Президента Республики Беларусь от 18.07.2002 № 17.
При этом порядок повышения тарифной ставки первого разряда был регламентирован Инструкцией, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты, Минфина и Минэкономики (от 24.02.2005 № 18/23/34), а порядок применения ЕТС – постановлением Минтруда и соцзащиты (в последней редакции от 26.04.2010 № 60).
То есть государством были определены единые методические подходы в организации оплаты труда работников тех или иных организаций.
С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» для организаций реального сектора экономики были сняты практически все административные барьеры и ограничения по оплате высокопроизводительного и эффективного труда, а нанимателям предоставлены широкие права в выборе форм, систем и размеров оплаты труда.
В частности, данным Указом:-отменено обязательное применение ЕТС в оплате труда;-расширены права нанимателей в выборе систем оплаты труда, в том числе установлении тарифных ставок (окладов) работников, стимулирующих выплат и их размеров.
Таким образом, в настоящее время право нанимателя самостоятельно принимать решения в области оплаты труда способствует:-свободному выбору систем оплаты труда работников;-обеспечению прозрачности и простоты начисления заработной платы;-установлению уровня заработной платы в зависимости от вклада каждого конкретного работника (коллектива) в конечные результаты деятельности организации и в пределах имеющихся финансовых возможностей; -повышению инициативы, качества, производительности и мотивации оплаты труда;-привлечению и удержанию высококвалифицированных специалистов.
Какие появились возможности у нанимателя в выборе системы оплаты труда?
Во-первых, он может использовать как тарифную (основанную на применении тарифной сетки), так и бестарифную системы оплаты труда.
Во-вторых, как при тарифной, так и при бестарифной системах оплаты труда наниматель имеет право применять любую их модификацию.
В-третьих, наниматель имеет право устанавливать любой размер заработной платы, который позволяет установить финансовое положение организации.
В-четвертых, наниматель самостоятельно определяет структуру заработной платы работников (оклад, повышения, надбавки, доплаты, премии, бонусы и т.д.), условия и порядок её начисления.
Но какую бы систему оплаты труда наниматели не выбрали бы, она должна быть гибкой, эффективной, направленной на стим улирование выполнения наиболее важных для организации показателей и достижение необходимых результатов.
Что такое гибкая система оплаты труда?
Это система, обеспечивающая:- мотивацию работников на выполнение поставленных целей и задач в максимально короткие сроки с наименьшими затратами и высоким качеством;- стимулирование работников в таких размерах, чтобы они обеспечивали достойный уровень заработной платы;- приоритет в стимулировании труда инициативных и высококвалифицированных работников;- мобильность для того, чтобы при изменении целей и задач, стоящих перед организацией, положения на рынке, финансового состояния организации систему можно было бы без особых затруднений и в возможно короткие сроки изменить.
Таким образом, существенно изменившиеся подходы к регулированию вопросов оплаты труда в реальном секторе экономики увеличили ответственность нанимателей за реализацию в полном объеме норм статьи 63 Трудового кодекса Республики Беларусь, которые как раз и обязывают их самостоятельно, на основе локальных нормативных правовых актов, трудовых договоров, разрабатывать и устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда, дифференцируя их в зависимости от сложности и напряженности труда, его условий и уровня квалификации работников, что значительно усиливает роль коллективно-договорного регулирования данных вопросов.
Система оплаты труда работников организации должна обеспечить:
1. материальную заинтересованность работников в повышении производительности труда, качества выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, эффективности использования оборудования, увеличении экономии материальных, финансовых, трудовых ресурсов и т.д.;
2. но основное, она должна быть экономически обоснованной, т.е. экономический эффект, получаемый вследствие её применения, должен быть больше размера выплачиваемого вознаграждения.
Таким образом, с учетом созданной в республике нормативной правовой базы, наниматели получили не ограниченные права в выборе систем оплаты труда. Для реализации поставленных задач нанимателям необходимо внимательно подойти к подбору и расстановке специалистов, занятых вопросами организации оплаты труда, повышению их профессиональной подготовки. Только грамотные, высококвалифицированные специалисты смогут разработать и внедрить в организациях эффективные, гибкие системы оплаты труда работников, стимулирующие их к высокопроизводительному и качественному труду.
По вопросам соблюдения трудового законодательства в части оплаты и охраны труда обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома (кабинет № 11) или по телефону 58072.
Е.Н.Пинтусова,
начальник отдела труда и заработной платыуправления по труду, занятости и социальной защите Быховского райисполкома .