«Оборотень» под Быховом
Возможно, многим читателям знаком роман Брема Стокера

«Вампиры», который уже давно стал классикой и не раз экранизировался мастерами Голливуда. Но мало кто знает, что история со всеми «вампирскими» атрибутами произошла у стен Быховского замка 350 с лишним лет назад.
В середине ХVII века, в самом начале русско-польской войны 1654—1667 годов, гетман Богдан Хмельницкий отправил в верхнее Поднепровье казацкое войско. 20 тысяч казаков возглавил брат третьей жены Хмельницкого — полковник Иван Никифорович Золотаренко. Казаки продвигались по территории современной Беларуси, одну за другой покоряя крепости и неукрепленные города, оставляя после себя кровь, пожарища, разграбленные жилища.
Казачье войско появилось у стен Быховской крепости в августе 1654 года. Накануне, после недолгой осады, пали Пропойск и Новый Быхов. Началась длительная осада города. В период осады у стен Быховской крепости сложили головы легендарные казацкие атаманы — Степан Подобайло и Иван Золотаренко.

Именно с Иваном Золотаренко, а точнее с его гибелью, связана почти «стокеровская» история. Стоит заметить, что ко времени прихода под стены Быхова Золотаренко уже сыскал себе в наших краях славу очень жестокого, но вместе с тем отважного, неуязвимого, лихого казацкого атамана. На Полесье Золотаренко вообще считали «оборотнем».
Источники того периода утверждают, что многие, даже не сильно укрепленные города потому и боролись с его казаками до последнего, ибо знали: пощады не будет…
В большинстве произведений прошлого и современных описаниях жизни Золотаренко говорится о том, что погиб он под Старым Быховом, где был ранен прямо в сердце серебряной пулей. По легенде, убил его органист Томаш, который стрелял из мушкета с колокольни костела.
Католические священники и иезуиты подговорили самого меткого, но бедного жителя города, пообещав ему возведение в сан святых после смерти, а его детям — пожизненную опеку иезуитов и, как следствие, обеспеченное существование. Сама пуля, убившая лихого атамана, была вылита служителями церкви из священной чаши, была освящена и исписана «нарочитыми заклинаніями».
На этом мистические события не заканчиваются. Тело почитаемого в войске полковника привезли хоронить на родину, в город Корсунь, гроб установили в церкви Николая Чудотворца. По легенде, во время отпевания тело Золотаренко воспламенилось и атамана «пожрал адъ съ полным своимъ дьявольским тріумфом и величіем за то, что … яко бы онъ был большой характерник или чародей, то есть, волшебник, владевшій многими дьяволами, отъ коих имелъ такую необычайную силу в войне и, наконец, в удовлетвореніе услугъ ихъ, взят с таким торжеством прямо в адъ».
От возникшего пожара сгорел храм и 432 человека, пришедшие на службу. После пожара тело Золотаренко отыскали, его взялся хоронить родной брат в церкви Рождества Христова, построенной когда-то на деньги Золотаренко. Однако и после этого храм два раза воспламенялся «доколе то погребение отправилось».
Произошедшие на Украине события еще больше укрепили веру народа в то, что казак Иван Золотаренко был непростым человеком, а его неуязвимость была ниспослана ему потусторонними силами.
Учитывая все вышесказанное, я полагаю, что можно проводить параллели между легендами о полковнике Золотаренко и повествованием Брема Стокера о графе Дракуле, возможно, и эту историю ждет своя голливудская экранизация.
События смерти Золотаренко неоднократно на протяжении трех последних веков видоизменялись и описывались с разными дополнениями и акцентами, в зависимости от времени и идеологии, в украинской, польской, российской и белорусской исторической и художественной литературе.
А Быхов? А город так и не покорился казацким войскам, героически выдержав не первую и не последнюю осаду в своей военной истории.
Сергей ЖИЖИЯН,
директор Быховского районного историко-краеведческого музея.