Константин Тверитин: Частному бизнесу у нас — «зеленый свет»

Большинство могилевчан в ходе проведенного облуправлением торговли опроса высказалось против закрытия вещевых рынков. Хоть речь и шла об улучшении условий для покупателей и продавцов —  «ипэшников» планировалось переселить в комфортабельные торговые центры, народ рассудил, что и цены там будут выше…

В Быхове таких центров пока нет. Но первый скоро появится —  недалеко от рынка райпо под него перестраивают трехэтажное здание. Районная власть планирует предложить перебраться туда и рыночным коммерсантам. С самыми благими целями: в хорошо оборудованном  центре покупатели смогут спокойно, в цивилизованных условиях, примерить одежду, там будет тепло и уютно. На первом этаже планируется устроить парикмахерскую, оборудовать кафетерий, пошивочную мастерскую…

— Такой центр —  конечно, неплохо, — прокомментировала пенсионерка Валентина Петровна, посетительница быховского рынка. — Но я вот сюда пришла теплые тапки купить — дешевле, чем здесь, их не найдешь. Так что пусть бы были и торговый центр, и рынок — у каждого свой покупатель…
Матерчатых палаток на местном рынке уже не увидишь — джинсы, кофточки, платья и прочий ширпотреб развешаны в современных торговых роллетах, открытых всем ветрам … Увы, за 15 минут я не увидел ни одного смельчака, решившегося примерить приглянувшуюся одежку в 14-градусный мороз! Покупателей на рынке вообще было негусто: люди, говорили торговцы, потратились перед праздниками, да и  — холодно. Но перспектива работать  в теплом торговом центре «ипэшников» не прельщает.

— Во-первых, надо вложить немалые деньги в обустройство нового торгового места, — говорит предпринимательница Марина.  — А прибыль — маленькая: наши вещи покупают люди с невысокими доходами, привозим мы и товары, доступные  для жителей деревень: различную утварь, резиновую обувь, батарейки и другую мелочь…  Во-вторых, можно даже не сомневаться, что возрастет арендная плата за торговое место —  стоимость того же тепла в нее включат. Значит, придется поднимать цены. Я за 12 «квадратов» плачу сегодня  468 тысяч рублей в месяц. Плюс единый налог. А торговля идет ни шатко ни валко, потому что покупательская способность у людей ниже, чем два года назад… От торговли нам самим на жизнь хватает, но отложить на черный день нечего. Некоторые предприниматели даже ушли с рынка или в других местах подрабатывают! В общем, я аренду в торговом центре вряд ли потяну.

В отделе экономики райисполкома между тем уверяют, что административными мерами вовлекать предпринимателей «под одну крышу» не намерены. Просто надеются, что торговый центр привлечет покупателей высокой культурой обслуживания, люди будут ходить туда с удовольствием и «проголосуют» за новый формат торговли рублем. А что касается цен, то предприниматели, по словам чиновников, могли бы и снизить торговую надбавку. Правда, та же Марина утверждает, что у нее она всего 10% — меньше просто не бывает. Что ж, на то и конкуренция, чтоб покупатель сам выбрал, куда идти за товарами!

Минторг считает, что пора республике напрочь отказаться от торговых киосков, но, в отличие от Могилева, Быхов как-то проскочил «ларечную» стадию. Местные старожилы вспомнили лишь о двух киосках, стоявших когда-то в микрорайонах «Быхов-1» и «Колос». Теперь там стоят торговые павильоны  —  предприниматели расширили бизнес. В центре  «Быхова-1» сегодня несколько таких точек, несмотря на то, что рядом  — продмаг райпо. И они не пустуют! Зашел в один из павильонов — увидел неплохой выбор мясных и рыбных товаров, хлебобулочных и молочных изделий, фруктов… В принципе, тот же ассортимент, что и в крупных магазинах, разве что спиртные напитки не продают!
— Специально забежала дочке йогурт купить — он здесь на 200 рублей дешевле, чем в продмаге, — сказала покупательница. — Да и вообще часто хожу сюда за продуктами — здесь они свежее…

По словам хозяина павильона, он, конечно, что-то зарабатывает (иначе бы закрылся), но прежней выручки сегодня нет. Многие люди, по его наблюдениям, действительно готовы обойти несколько торговых точек, чтобы заплатить на тысячу рублей меньше…

Как бы то ни было, десятки быховских магазинчиков, павильончиков благополучно торгуют и стройматериалами, электротоварами, сантехникой, автозапчастями, бытовой химией и косметикой… Только за прошлый год предприниматели открыли в райцентре 13 новых торговых «точек».

—  Частному бизнесу у нас — «зеленый свет», — говорит зампредседателя Быховского райисполкома Константин Тверитин. —  Если говорить о торговле, то на объекты потребкооперации пришлось 44% прошлогоднего товарооборота, остальное — на бизнес. У райпо в районе 106 объектов, почти столько же  — у предпринимателей. Но резервы для развития торговли есть. Норматив обеспеченности населения торговыми площадями в районе составляет сегодня 516 квадратных метров на 1000 человек, а ставится задача достигнуть к 2015 году показателя 600 «квадратов» на тысячу жителей…

Кстати, некоторые быховчане, с которыми я разговаривал, признались, что часто на своих авто ездят за покупками в Могилев — затариваются в торговых центрах, гипермаркетах и дискаунтерах. Там, мол, выбор больше, цены ниже, скидки и акции на товары проводятся. «Неплохо, чтобы такие объекты и у нас появились», — говорили. Возможно, появятся! По словам Константина Тверитина, несколько крупных торговых сетей изъявили желание построить в городе торговые объекты. Но только одна столичная компания согласилась на условие — зарегистрировать бизнес в районе, дабы налоги шли в местный бюджет. После согласовательных процедур она начнет строить в Быхове супермаркет.

Но не получится ли так, что крупный торговый игрок «задавит» малый торговый бизнес в небольшом городе?

—  Думаю, что конкуренция, наоборот, подстегнет как  потребкооператоров, так и предпринимателей внедрять новые формы  обслуживания покупателей, обновлять торговое оборудование, искать резервы для снижения цен, — считает Константин Тверитин. —  Мы стремимся развивать и сеть магазинов шаговой доступности (ближе к дому) в микрорайонах, частном секторе — для этого есть, к примеру, такой стимул, как понижающий коэффициент к ставкам арендной платы…

Насколько удастся совместить баланс различных форматов торговли как в областном центре, так и в регионах  — покажет будущее.

—  Мы стремимся к цивилизованной торговле и исходили из того,  что на вещевых рынках нет условий ни для продавцов, ни для покупателей, — подчеркнул зам. начальника облуправления торговли Александр Джафаров. —  Но коль общественное мнение против закрытия этих рынков, такое решение не будет приниматься. Киоски однозначно — вчерашний день. О какой культуре торговли, например, можно говорить, когда продавец ларька в маленьком окошке видит только руки и слышит голос покупателя? Насколько такие киоски нужны покупателям, можно судить по тому, что 80—85% выручки у них  —  за счет продажи пива. Да, конечно, ларек удобен и тем, что там можно купить сигареты, шоколадки, напитки, соки… Поэтому мы и говорим  о создании павильонов с более широким ассортиментом товаров вместо киосков. По этому пути, кстати, идет та же «Союзпечать»… Павильон может быть и магазином шаговой доступности, где по дороге домой удобно купить хлеб, молоко, чай и другие продукты повседневного спроса. Систему таких объектов мы тоже стараемся развивать. У гипермаркета, у сетевого магазина — свои преимущества. Ну, а выбирать между форматами — дело покупателей…

mogpravda.by