Безопасный экстрим или Что нужно делать, чтобы на скользкой дороге не оказаться в кювете

Сергей Овчинников, руководитель школы экстремального вождения, с авто давно на ты. Водительские права мой собеседник получил в 1979 году, долгое время занимался автомобильным спортом — автомногоборьем, фигурным вождением, участвовал в многочисленных соревнованиях. После того как в качестве пассажира попал в аварию: в несложной ситуации водитель не справился с управлением и машина вылетела в кювет, пришел к выводу, что многие автолюбители не знают элементарных вещей и теряются в довольно простых ситуациях. Сегодня, когда кругом снег и лед, это особенно заметно. Наш разговор с Сергеем Овчинниковым о том, как избежать неприятных ситуаций на дороге зимой.

— Метеорологи предупреждают, что климатические условия в ближайшие дни ухудшатся, что делать водителям?

— Лучше воспользоваться общественным транспортом. И когда меня спрашивают, что делать, если гололед и сильный снегопад, я повторяю то же самое. Ведь если не вы, то вас… Многие этого не осознают, но ведь не подставляться тоже очень важно. А общий совет: и зимой, и летом учиться просчитывать ситуацию, стараться понять, где на дороге может подстерегать опасность, и что делать, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию. И учиться действовать в таких ситуациях. Не на дороге, конечно, на автодромах и на учебных площадках.

— Но ведь все водители учатся в автошколах, на курсах, никто просто так права не получает?

— Ситуация, на мой взгляд, довольно банальная: все хотят получить качественную услугу, но не хотят тратить деньги. Но, как правило, дешевое и качество имеет соответствующее. Примерно то же происходит и в автошколах. Плата за учебу небольшая, зарплаты у инструкторов тоже небольшие, и отношение к делу соответственное. А с учетом дефицита кадров диапазон воздействия у руководства на таких работников крайне узкий. Отсюда и имеем то, что имеем: как научили  человека водить, так он и водит. А ведь на категорию “В” человек учится только раз в жизни. Значит, нужно учить его хорошо, и водитель-инструктор — ключевое звено в решении этой проблемы.

— Зима, как всегда, наступила неожиданно, дорожная обстановка резко усугубилась, кто виноват и что делать?

— Первая ошибка в том, что наши водители, в силу менталитета или по каким-то другим причинам,  до последнего тянут с заменой летних шин на зимние. Нет понимания того, что летняя резина на зимней дороге — огромный риск. Это аксиома, которую нужно принять без всяких условий и исключений. К тому же часть водителей надеется на электронику, которой напичканы современные авто. Мол, она выручит. Но законы физики никто не отменял, и электроника может помочь только до определенного предела. Автогонщики говорят, что войти в поворот можно на любой скорости. Вопрос в том, как и куда мы из него выйдем?

— Чего не нужно делать на дороге ни при каких обстоятельствах, особенно зимой?

— Первый принцип вождения и зимой, и летом — водитель должен ехать с безопасной скоростью. Но понятие “безопасная скорость” очень емкое. Она определяется четырьмя основными факторами: состоянием водителя, автомобиля, дороги и окружающей среды. Я знаю, что машину может занести, но я знаю, что в этом случае делать, значит, я могу ехать быстрее. Если нет, ехать нужно с минимальной скоростью. И чем меньше скорость, тем меньше риск оказаться в кювете или под встречной фурой. При этом важно, чтобы водитель  понимал, что цена вопроса — жизнь: его собственная жизнь и жизнь пассажиров. Поэтому в любой ситуации водитель должен вести себя с позиции пессимиста, то есть действовать с расчетом на самый худший вариант: не переоценивать своих возможностей.

А зимой нужно водить так, как мы ходим, чтобы не упасть на скользкой дорожке, — без резких движений. Например, плавно поворачивать. Иногда перед перекрестком видишь такую ситуацию, когда одна машина въезжает в другую. Понятно, что, с одной стороны, не соблюдается безопасная дистанция. Но с другой  — по свежему снегу на дороге образуется колея, и она скользкая. Возьми водитель чуть правее или левее, чтобы ехать не по скользкой колее, а по плотному укатанному снегу, где при торможении сцепление шин с дорогой будет более плотным, и риск въехать в передний автомобиль  сразу уменьшится.

— Уверенность в себе — это уже из области самооценки водителя. Где грань между уверенностью и самоуверенностью?

— Это сложно. Часто водитель попадает в аварию, потому что он не знает, где эта грань. Как ни странно, когда человеку удается это понять, он начинает ездить медленнее. К примеру, поэкспериментировав со скоростью на автодроме, получив опыт управления авто при заносе, он начинает понимать, что занос на безлюдной площадке — это одно, а на дороге, где кругом бордюры, автомобили, люди, — это уже совершенно другое. Таким образом, приобретенные знания и опыт дают человеку уверенность, которая выражается в более точной оценке дорожной ситуации и своих возможностей. Парадокс ведь в чем? — чтобы понять, где эта грань, ее нужно перейти. А это уже чревато большими проблемами. Обычно водитель эту грань не переходит и не знает, сколько до нее осталось. Поэтому я и говорю, чтобы это почувствовать, нужно поэкспериментировать в безопасных условиях. В некоторых странах даже специальные соревнования проводятся, чтобы простые водители почувствовали себя в экстремальной ситуации на автодроме или треке.

Как сделать, чтобы аварий на наших дорогах стало меньше, и способствует ли этому изобилие информации о ДТП?

— Информация о ДТП заставляет человека задуматься, проанализировать свое поведение на дороге, сделать какие-то выводы. Люди должны понимать, что случившееся касается всех, и в этом польза такой информации. Ведь в основном мы по жизни оптимисты, считаем, что ничего плохого с нами не случится. Но такой оптимизм за рулем опасен. Раз проскочил, два проскочил, а на пятый раз можно и вляпаться. Так что пессимизм за рулем гораздо практичнее. В одной из западных стран был социальный проект “Из тюрьмы в автошколу”. В автошколу привозили тех, кто отбывал срок за наезд на пешехода. И эти люди рассказывали о себе. Например, обычный служащий, менеджер компании, ехал на работу и сбил человека. И он сам рассказывает, как в один миг потерял все — семью, работу и свободу, у человека рухнула вся жизнь. Не лихач, а обычный 45-летний человек, который чего-то не учел на дороге, неправильно оценил ситуацию. И приходит понимание того, что любой может оказаться в таком положении. Не дай бог, конечно, но осознавать это нужно и стратегию вождения выбирать, исходя из этого. Лучше чуть помедленнее, но по дороге, чем побыстрее, но в кювет…

 По прогнозам синоптиков, в ближайшие дни и без того непростая дорожная ситуация в Беларуси значительно осложнится: ожидаются резкое похолодание и гололедица. ГАИ рекомендует водителям воздержаться от поездок на дальние расстояния. Тем, кто все же сел за руль, следует быть предельно внимательными, выбирать скоростной режим исходя из погодных условий, состояния проезжей части и дорожной обстановки, держать  дистанцию безопасности и неукоснительно соблюдать правила проезда пешеходных переходов.

В связи с ожидаемыми сильными морозами Госавтоинспекция также просит всех водителей обратить внимание на зарядку аккумулятора, а также на состояние свечей накала в дизельных автомобилях, проверить эффективность тормозной системы, подвеску и рулевое управление, обеспечить хорошую работу системы отопления и вентиляции салона, проверить исправность фар, габаритных огней и стоп-сигналов, заменить стеклоочистители, а омыватель ветрового стекла заправить специальной незамерзающей жидкостью.

ng.by

Последние новости

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

V открытый региональный конкурс детских инструментальных ансамблей состоялся на базе детской школы искусств г.Быхова

23 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

В Минтруда рассказали, какие изменения планируются в законе об охране труда в 2025 году

23 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

На Быховщине проходит республиканская молодежная ярмарка вакансий

23 апреля 2024
ТЕХНОЛОГИИ

В Беларуси появится собственная операционная система и браузер

23 апреля 2024
ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ

ОРВИ у детей

23 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Минэнерго: БелАЭС позволила заместить 7,7 млрд кубометров природного газа

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Делегат ВНС: я готова активно и достойно работать на благо родной Беларуси

23 апреля 2024
В МИРЕ

Украинские власти переименуют более 340 населенных пунктов из-за отсылок к советскому прошлому

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Министр ЖКХ рассказал, когда в 2024 г. ждать роста тарифов на услуги

23 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

26 апреля ГАИ района проводит Единый день безопасности дорожного движения под девизом «Открой сезон без нарушений!»

23 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Прямую телефонную линию проведет 20 апреля заместитель председателя Быховского райисполкома Александр Желобкевич

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане принимают участие в Международном форуме «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества»

18 апреля 2024