Моральный прогресс водителей и ненависть к велосипедистам («The Guardian», Великобритания)

Утро понедельника я провел на курсах для превышающих

фото: kinovosti.com

скорость водителей, на которые меня направили за то, что я не заметил камеру контроля скорости на другой стороне дороги с разделительной полосой. Это дало мне интересную возможность понаблюдать за эмоциональными механизмами, лежащими в основе морального поведения.

Водить машину – это почти наверняка самое опасное из того, что мы делаем в жизни. Причем, разумеется, опаснее всего это для окружающих. Даже ужасные мексиканские нарковойны (60 тысяч погибших с 2006 года) бледнеют по сравнению с нашим дорожным движением, которое убивает по 17 тысяч человек в год.

Поэтому, с точки зрения практических представлений о морали, регулировать вождение, бесспорно, необходимо. Это одна из важных функций государства. Общепринятые моральные нормы предполагают, что скверное вождение преступно и асоциально. Разумеется, на это можно возразить, что слегка превышать скорость абсолютно безопасно, однако в стране, в которой камеры контроля скорости красят в ярко-желтый цвет, водитель, не заметивший такую камеру, виновен, как минимум в недостаточной внимательности.

Но как же все это выглядит на практике?

Во-первых, наши преподаватели не пытались подчеркнуть моральную сторону наших проступков. Я не утверждаю, что им следовало это делать – это было бы неэффективно. Однако все-таки примечательно, что речь шла исключительно об эгоистической стороне дела и о тех неприятных финансовых и общественных последствиях, которые будут нас ждать, если мы снова попадемся.

С этим связано и полное отсутствие раскаяния – а зачастую и малейшего интереса – со стороны многих участников. Я сидел рядом с человеком, который управлял компанией микротакси и при этом, отвечая на вопросы об ограничении скорости на разных типах дорог, упорно занижал его – иногда на целых 20 миль. Это не означает, что он ездил на 20 миль в час медленнее, чем мог бы. Он просто искренне думал, что все время и везде превышает скорость.

Одна женщина, опоздавшая на занятие, заявила, что ее наказали за 42 мили в час при ограничении в 40 миль. Преподаватель вежливо выразил недоверие. Порывшись в сумочке, она нашла бумаги и обнаружила, что на самом деле ехала со скоростью 58 миль в час. Это открытие ее нисколько не устыдило. Конечно, вполне возможно, что она плохо запоминает числа, но я все же в этом сомневаюсь. Она вела себя так, как будто превышать скорость, да еще и врать об этом – вполне нормально и социально приемлемо.

Единственным, что вызвало всплеск морального негодования, было признание одного из нас в том, что он иногда ездит на велосипеде. Тут мы услышали, что велосипедисты, оказывается, – это опасные нарушители правил, которые ездят на красный свет, не платят налога, заезжают на тротуары и полностью пренебрегают безопасностью прочих участников движения.

Под весь этот гам меня настигло прозрение. Велосипедистов ненавидят за то, что они жульничают. Им сходит с рук то, что запрещено водителям. В лондонском дорожном движении велосипедист – это фигура «превыше долгов и законов». Водитель рожден свободным, но постоянно стоит в очередях. И курьер, мчащийся на красный свет, и даже такой тихий и законопослушный велосипедист вроде меня, который ездит на красный только очень медленно, демонстрируют свободу, которую автомобилисты обменяли на комфорт.

Возмущение жульничеством – интересная эмоция. Согласно эволюционным теориям морали, зависть и злорадство абсолютно необходимы для произрастания более альтруистических и ориентированных на сотрудничество побуждений. Проблема «предателей» и «халявщиков» (а кого и называть халявщиком, если не велосипедиста, свободно передвигающегося в лондонском трафике?) играет ключевую роль в теории игр. Основанные на сотрудничестве стратегии могут процветать, а инстинкты сотрудничества распространяться эволюционным путем только в том случае, если никто не жульничает и не получает преимущества сотрудничества, не неся его издержек.

Уверен, что именно поэтому скандинавские общества были такими конформистскими, когда они были эгалитарными.

Таким образом, автомобилисты – интересный пример обществ (или социальной игры), в котором этот механизм не работает. Как русские при коммунизме и после его падения, они – анархисты и индивидуалисты, которых удерживает в рамках только страх наказания. Они не видят ничего дурного ни в том, чтобы жульничать самим, ни в том, чтобы жульничали другие водители. Единственным рудиментом моральных чувств у них остается ненависть к велосипедистам.

Дело в том, что неправильно, видя неприглядный эмоциональный компост у корней морали, думать, что из злобы и самодовольства не может вырасти ничего хорошего. Мораль основана не на преодолении наших инстинктов, а на том, чтобы склонять их в сторону справедливости – и временами у нас это получается. Моральный прогресс существует, даже если мы и не можем его добиться, однако он не способен сделать нас лучше и добрее просто так.

Что касается меня, то пока я вожу крайне осторожно.

inoСМИ.Ru

Последние новости

ТЕХНОЛОГИИ

Дуров объявил о запуске в Telegram донатов авторам и владельцам каналов

19 апреля 2024
ОБЩЕСТВО

Погода на выходные: дождливо, прохладно и ветрено. В ночь на субботу – заморозки

19 апреля 2024
ОБРАЗОВАНИЕ

К 1 сентября все белорусские школы перейдут на новый режим питания

19 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Переносы рабочих дней на 2024 год: как будем отдыхать и отрабатывать в мае

19 апреля 2024
КАЛЕЙДОСКОП

В Беларуси запретили « Русские народные сказки»

19 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Советы от МЧС при похолодании

19 апреля 2024
АКТУАЛЬНО

Тематическую прямую телефонную линию проведет 26 апреля комитет по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома

19 апреля 2024
НОВОСТИ

Минобразования скорректировало сроки вступительной кампании в ссузах

19 апреля 2024
В МИРЕ

Израиль нанес ракетный удар по Ирану

19 апреля 2024
ЭКОНОМИКА

Ранние яровые зерновые в Беларуси посеяли более чем на 88% площадей

19 апреля 2024

Архивы

Рекомендуем

ГЛАВНОЕ

На Быховщине отметили День беременных

9 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове горел дом

12 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Машинный парк сельсоветов Быховского района пополнен четырьмя новыми автомобилями

10 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Быховчане по собственной инициативе благоустроили гражданское кладбище

17 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

В Быхове прошел 1-й этап областного фестиваля управленческого опыта руководителей учреждений общего среднего образования «Лидер образования»

8 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

Приглашаем принять участие в фотоконкурсе «В объективе – Быховский район»

9 апреля 2024
ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

В хозяйствах Быховского района полным ходом идет посевная

15 апреля 2024
ГЛАВНОЕ

На Быховщине прошел районный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». ФОТО

12 апреля 2024